Журнал юриста

Дидактическая игра в логопедической работе. Дидактические игры в работе логопеда и воспитателей Дидактические логопедические игры в доу

« Цветут цветы »

Цель : познакомить детей с различными цветами и по­мочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.

Ход : В игре принимают участие двое-четверо детей. Проводит взрослый. Ведущий раздает каждому по одной большой карте. Соответствующие этим картам меленькие карточки-цветы ведущий перемешивает и кладет на стол рисунками вниз. Затем, открывая по одной карточке, спрашивает: «Как называется этот цветок?», «У кого в букете есть такой цветок». Играющий говорит: «Это красная роза. Такая роза есть в моем букете.» Ответ правильный – ведущий отдает ему маленькую карточку. Неправильный – оставляет себе. Выигрывает тот, кто первым подберет все цветы к букету.

« Кому что нужно для работы? »

Цель : упражнять в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход : Воспитатель: Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы. «Сапожник!» - говорит в-ль. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка.» - отвечают дети. Так же: врач, воспитатель, дворник, шофер, повар, летчик.

2 вариант: В-ль называет предметы для труда, а дети называют профессию.

« Дарю цветок »

Цель : познакомить детей с различными цветами и помочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.

Ход : В игре участвуют трое-шестеро детей. Ведущий раздает большие карты-образцы букетов, которые они должны будут составить. Маленькие карточки перемешивает и раздает поровну. Участники рассматривают свои карточки-цветы и кладут их рисунками вниз на свои большие карты-букеты, не показывая другим. Обращаясь к любому участнику, каждый играющий по очереди дает ему одну из маленьких карточек, какой-нибудь цветок, кот-й не вошел в его букет, говорит: «Дарю тебе розу». А тот отвечает: «А я дарю тебе ирис». Обмен до тех пор, пока все участники не составят букеты.

« Какая, какой? »

Цель : учить согласовывать прилагательное с существительным в мужском, женском и среднем родах.

Ход : В игре принимают участие двое – четверо детей. Раскладываются картинки с изображением предметов различного рода. Ребенок берет любую картинку. На­пример, зонт. В-ль спрашивает: Зонт какой? Ребенок должен ответить: красный, красивый.

Например, груша. В-ль спрашивает: Груша какая? Ре­бенок отвечает: желтая, сочная, вкусная.(так же ср.р.)

« Что такого же цвета? »

Цель : учить детей использовать в речи прилагатель­ные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Ход : Педагог показывает зеленый лист. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета (так же ис­пользуют красный, синий, желтый, оранжевый, корич­невый и фиолетовый).

Усложнение: серый, черный, белый цвета.

« Назови одним словом »

Цель : учить употреблять в речи обобщающие понятия.

Ход : Воспитатель показывает карточку с изображением: морковь, свекла, лук, картофель, огурец, помидор, редиска. Дети должны назвать сначала каждый предмет, а затем назвать эти предметы одним словом. В данном случае – овощи.

Посуда: чашка, блюдце, чайник, сахарница, тарелка, молочник и т.д.

Транспорт: легковая машина, автобус, трактор, грузовая машина, экскаватор, троллейбус, трамвай и т.д.

Фрукты: яблоко, груша, лимон, ананас и т.д.

Так же поступить с темами домашние и дикие животные, игрушки, инструменты, цветы.

« У кого – кто? »

Цель : закрепить детенышей домашних и диких животных.

Ход : в игре участвуют двое детей. Воспитатель раскладывает карточки с изображением взрослых животных – мам. Дети называют их. Следом раскладываются карточки детенышей. Ребенок к каждой маме подбирает своего детеныша. А другой ребенок к детенышу подбирает маму.

« Чего не стало? »

Цель : учить употреблять в речи существительные родительного падежа единственного и множественного чисел.

Ход : воспитатель раскладывает пять, шесть картинок с изображением предметов разного рода сначала в единственном числе. Ребенок называет эти предметы.

Например: один помидор, одна груша, одно яблоко, одна морковь и один лимон. Ребенок закрывает глаза, а в это время воспитатель убирает одну карточку. Открыв глаза, ребенок угадывает – чего не стало? Ответ: не стало одного помидора. Так же играть с карточками, где предметы во множественном числе.

« Третий, четвертый, пятый лишний »

Цель : уточнить обобщающие понятия, развивать наблюдательность, память. Учить распознавать по единому признаку, развивать способности детей сравнивать, обобщать. Воспитывать любовь к живой природе.

Ход : перед ребенком лежит карточка с изображением предметов одной лексической темы, а один предмет лишний. Ребенок должен назвать вслух все предметы и ответить на вопрос – какой лишний.

Например: «четвертый лишний» - огурец, редиска, яблоко, капуста (лишний предмет – яблоко, это фрукт).

Аналогично с карточками «третий лишний» и «пятый лишний».

« Один, два, пять »

Цель

Ход : ребенок, глядя на картинку, считает один предмет, два и пять. Например: одно яблоко, два яблока, пять яблок. Одна конфета, две конфеты, пять конфет.

« Сосчитай и скажи »

Цель : упражнять в согласовании числительных с существительными в ж.р., м.р. и с.р.

Ход : ребенок, глядя на картинку, считает предметы.

Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

« Чей хвост? »

Цель : учить детей использовать в речи притяжательные прилагательные.

Ход : разложены большие карточки с изображением диких и домашних животных без хвостов. На маленьких карточках только лишь хвосты этих животных. Ребенок подбирает хвостик к нужному животному.

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « Ц

Ход

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « З » в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».

Ход : Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « Ш » в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».

Ход : Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.

« Прочитай по первым звукам »

Цель : закрепление навыков чтения, развитие внимания, мышления.

Ход : В игре 24 карточки с картинками и 96 карточек с буквами. Предложить прочитать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв. Можно также пользоваться набором букв и для составления других слов.

« Делим слова на слоги »

Цель : закрепление навыков звукового анализа слова, знакомство с ударением в словах, развитие памяти, внимания.

Ход : В игре 32 карточки с картинками и 16 карточек со схемами. Предложить назвать картинки и разделить слова на слоги. Карточки нужно разложить на больших картах таким образом: где вагончик с одним окошком – карточки со словами из одного слога, где с двумя – из двух слогов и т.д. Предложить ребенку подобрать схемы к словам.

« Собери башкирскую посуду »

Цель

Ход : Играют дети от пяти лет. В игре 18 карточек. Из них 9 разрезаны на части. В-ль говорит: «Разбилась посуда. Нужно из частей – осколков собрать целую.

« Башкирские узоры »

Цель : продолжать учить составлять целое из частей, развивать мышление, наблюдательность.

Ход : Игра для детей от шести лет. Входят в игру: 9 карточек – образцов и 144 маленьких квадратов. В-ль говорит: «Из маленьких квадратов с узорами нужно сложить узор по образцам.

« Узнай свой элемент »

Цель

Ход : Игра для детей от шести лет. Состоит из 6 больших карт и 36 маленьких карточек. В игре принимают участие 6, 3, 2 человека. Им раздаются большие карты. Маленькие карточки у ведущего. Ведущий открывает карточку и говорит: «Опиши элемент и найди его на большой карте» . Выигрывает тот, кто быстрее узнает и подберет свои элементы.

« Башкирское лото »

Цель : Развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

Ход : Игра для детей от шести лет. Состоит из 7 больших и 56 маленьких карточек. Ведущий раздает большие карты играющим. Показывает маленькие карточки, задает вопросы: «Что это? К какой игре относится?» Неопознанные карточки откладываются. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карту.

« Сотки ковер »

Цель : Развивать память, речь, мышление.

Ход : Игра для детей от пяти лет. Состоит из 7 больших карточек – образцов и 112 маленьких карточек, из которых нужно составить узор ковра.

«Лото» Цель : закр-ие сонорных звуков.

Кол-во играющих – от 2 до 6 человек. У каждого игрока по одной большой карте, у ведущего – мал-ие карточки. Ведущий показывает картинку, не называя ее. Игрок, у которого на большой карте имеется такая же картинка, должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Если ребенок не знает названия картинки, ведущий называет ее сам., но при этом игрок не получает картинки, и она остается у ведущего. Так же поступает ведущий и по отношению к игроку, нечетко произнесшему название. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте маленькими карточками, или тот, у кого в конце игры будет меньше незакрытых картинок.

«Фрукты и овощи», «Деревья и цветы», «Животные и птицы ». Цель : закр-ие сонорных звуков.

Для игр нужны мал-ие карточки по заявленным темам.

Играют 2 человека. Перед игрой договариваются, кто какие будет собирать карточки. Например: один с фруктами, другой с овощами.

Карточки с картинками выкладываются на столе перед детьми стопкой изображением вниз. Игроки по очереди открывают их. Если картинка подходящая, игрок должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Ненужную картинку игрок кладет вниз, не называя ее. Если он ошибается при назывании изображения предмета или произносит его нечетко, картинка ему не выдается. Выигрывает тот, кто первым соберет 8 картинок по заданной теме.

«Наведи порядок»

Цель: закр-ие сонорных звуков.

Ход : перед игроком в беспорядке располагаются маленькие картинки нескольких тем. Он должен все картинки распределить по темам, а затем назвать обобщающим словом каждую группу предметов (овощи, деревья).

«Зашифруй картинки»

Цель:

Ход: играют от 2 до 6 человек. У игроков большие карты на пару звуков. У ведущего – маленькие карточки и фишки: синие для обозначения твердости звуков и зеленые для обозначения мягкости. Ведущий показывает карточку. Игрок, у которого есть такая же картинка на большой карте, должен ее назвать и определить, какой звук – твердый или мягкий – имеется в слове: Р или Рь, Л или Ль. Если ответ правильный, игроку дается маленькая карточка и фишка. В случае ошибки не выдается или карточка (если не названо слово) или фишка (если не определена твердость – мягкость). Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.

«Проверь по узору»

Цель: закреплять умение различать звуки.

Ход : играют от 2 до 6 чел. У игроков большие карты и набор фишек синего и зеленого цвета. Игроки выкладывают фишки на картинки, определяя, твердый или мягкий звук: Р или Рь, Л или Ль – есть в названии картинки. Правильность вып-я игроки проверяют по ключу, кот-й выдается им по окончании работы. За ошибку присуждается штрафное очко. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.

«Разложи овощи в нужные корзинки»

Цель: закр-ть умение различать звуки.

Ход : игрокам выдаются карточки с изобр-м букв Р (эр) и Л (эль). У ведущего – мал-ие карточки по теме «Овощи». Ведущий их показывает, а игроки называют нужные им картинки, пока не соберут по 8 штук. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки.

«Звуки поссорились»

Цель:

Ход : исп-ся маленькие карточки. Играют 2-6 чел. У каждого игрока по одной карточке с буквой и набор карточек из обеих групп со звуками Л и Р без ориентировки на лексические темы в кол-ве 8 штук. Игрокам предлагается разложить карточки на 2 группы в зависимости от наличия в словах – названиях картинок звуков Л и Р (звуки поссорились и не хотят жить в одной коробке). При этом дети не должны называть вслух картинки. Выигрывает тот, кто раньше всех правильно разложил свои картинки.

«Лишняя картинка»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход : В качестве «лишней» картинки выступает такая, в названии которой отсутствует нужный звук. Лекс. тема в данной игре значения не имеет. Например, 3 картинки со звуком Л и 1 со звуком Р и наоборот.

Также берутся мягкие варианты Ль и Рь.

«Подбери картинки к схемам»

Цель: нахождение места звука по трем позициям (начало, середина, конец слова)

Ход : играют 2-4 чел. У игроков – схемы, показывающие положение звука в слове по трем позициям и буквы Л (эль) и Р (эр). У ведущего мал-ие карточки с картинками, в названиях которых звуки Л и Р находятся в разных позициях в слове, по 3 картинки на каждую позицию для играющего. Ведущий показывает картинки каждому игроку по очереди, и тот должен правильно определить наличие звука и его позицию в слове. Выигрывает тот, кто раньше соберет все нужные картинки.

«Мои любимые сказки»

Цель : развитие памяти внимания, мышления, речи.

Ход : Цветные мал-е карточки у взрослого, а черно-белые у детей. За черными силуэтами спрятаны заколдованные персонажи любимых сказок.Чтобы их расколдовать, нужно угадать, кто же нарисован на карточках. Внимательно посмотрите. Тот, кто узнал своего героя, называет его и те сказки, в кот-х встречается. Ведущий отдает игроку цветную карточку, которой тот закрывает силуэт. Выигрывает тот, кто первым закрыл все силуэты.

«Какой сок?»

Цель : учить образовывать прилагательное от существительного, учить детей использовать в речи прилагательные, относит-ые прилагательные, закрепить овощи, фрукты.

Ход: воспитатель показывает картинку, ребенок называет овощ или фрукт, изображенный на картинке. «Яблоко» - говорит ребенок. Из яблока получается какой сок? Яблочный.

«Где чей дом?»

Цель : упражнять в классификации диких и домашних животных, учить распознавать их по единому признаку, закрепить знания о животных. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь к живой природе.

«Радужный хоровод»

Цель : упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрешек. Закрепить порядковый счет, знание цветов радуги в их последовательности.

«Дидактические игры в работе логопеда и воспитателей»

В статье вниманию педагогов представлены рекомендации для организации речевых игр и упражнений, раскрыты виды дидактических игр, представлены игры с различными вариантами.

Одним из пяти направлений развития и образования детей (образовательные области) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для дидактических игр характерно то, что создают их взрослые с определённым содержанием и правилами. Задача дидактических игр — организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей.

Работа по развитию речи – это и составная часть логопедической работы с детьми, имеющие различные речевые нарушения. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается логопедическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.

Игра – это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, ребёнок, ребёнок переносит её в игру.

Ребёнок, играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые ему физически недоступны. В игре ребёнок овладевает элементами абстракции. Он познаёт предметы окружающего его мира и как бы овладевает ими.

Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе этих подражательных игр дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Через игру дети получают возможность развитие себя – как личность в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Особо важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания.
В игровой деятельности дети с интересом преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои способности и умения.

Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку научиться анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

  • Игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут).
  • Они должны проводиться в неторопливом ритме.
  • Игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей.
  • В игре должен присутствовать элемент соревнования.
  • Выигравший должен быть отмечен.
  • В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности.
  • Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, учить детей правильно и быстро выполнять речевые задания.

Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно разделить на 3 группы в соответствии с их целями.

Обучающие игры

Это игры на развитие внимания, слухового восприятия, слухового внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произношение и обучающие произнесению определённых звуков в слогах, словах, предложениях; игры на развитие голосового аппарата, произнесение многосложных слов, правильную постановку ударений в словах.

  • Игры на выявление у детей простейших представлений
  • и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве, уточняющие представления детей о размере и числе предметов:
  • игры, обобщающие и систематизирующие количественные и пространственные представления у детей, обучающие их сравнению и различению предметов по общим и разным признакам;
  • игры, формирующие понятия о формах геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат).
  • Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи

Сюда входят игры, занимательные задания и упражнения. Они охватывают большой круг тем: существительные, прилагательные, числительные, местоимения и наречия, простые предложения, простые распространённые предложения, предлоги в предложениях, сложные предложения и т.д. Все перечисленные темы игр способствуют правильному развитию мыслительной и речевой деятельности детей.

Дидактические игры

Игра «Построим домики и посадим рядом деревья»

Дидактическая цель.

Научить детей обобщать и систематизировать количественные и пространственные представления; обучить детей умению сравнивать предметы по разным признакам. Способствовать развитию мелких движений и конструктивной деятельности.

Оборудование.

14 полосок цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зелёного цвета для ёлок. 2 трафарета – грибы:

  • гриб с большой шляпкой на толстой ножке;
  • гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке.

Педагог совместно с детьми начинает строить (выкладывать из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом низкий. Около высокого дома предлагает посадить (выложить из треугольников и полосок) высокую ёлочку, около низкого – низкую ёлочку. От высокого дома к низкому дому проводится дорога двумя полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома. Около высокой ёлки нужно расположить гриб с большой шляпкой и толстой ножкой, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке.

В заключение игры дети должны уметь охарактеризовать расположение предметов, употребляя точные определения: высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, большой-маленький.

Игра «Наоборот»

Дидактическая цель.

Развитие речи детей, включение в их активный словарь понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий», «большой», «маленький», «тяжелый», «лёгкий», «длинный», «короткий».

Даются предметы (картинки), которые надо классифицировать по данным признакам.

1 вариант

БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ

Дом зайчик

Корабль стульчик

Самолёт колокольчик

Гриб шапочка

2 вариант

Бросая мяч, педагог называет слово. Ребёнок ловит мяч, отвечая противоположным словом, и возвращает мяч логопеду или передаёт очередному ребёнку.

ПЕДАГОГ РЕБЁНОК

  • Толстый тонкий
  • Большой маленький
  • Высокий низкий
  • Глубокий мелкий
  • Тяжелый лёгкий
  • Широкий узкий
  • Длинный короткий

Игра «Закончи предложение»

Дидактическая цель.

Развитие речи детей, включение в активный словарь слов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Развитие и закрепление пространственных представлений у детей.

Педагог произносит начало предложения, дети должны его закончить.

Если сосна выше берёзы, то берёза… (ответ: ниже сосны).

Если ствол дуба толще ствола берёзы, то ствол берёзы… (тоньше ствола дуба).

Игра «Фигуры высшего пилотажа», или «Мы учимся летать»

Дидактическая цель.

Закрепление понятий вверх, вниз, налево, направо, справа налево, слева направо.

Оборудование.

Большой самолёт-игрушка (или картинка), маленькие самолётики для детей (или картинки).

Педагог рассказывает, что во время праздничных парадов лётчики выполняют на самолётах разные фигуры высшего пилотажа: самолёт то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз; вот несколько самолётов образуют звезду или делают петли и т.д. Педагог выступает в роли лётчика. Его самолёт выполняет разные фигуры, меняя направления движения, а лётчики – дети – определяют изменения маршрута и по сигналу педагога хором называют его, употребляют слова: «вверх», «вниз» и т.д. и повторяя эти фигуры своими самолётами.

Выигрывает тот, чей самолёт правильно выполняет фигуры высшего пилотажа согласно указаниям ведущего.

Игры на развитие внимания, зрительного представления и памяти

Игра «Геометрические фигуры»

Дидактическая цель.

Развитие внимания детей, зрительного представления, развитие зрительной памяти.

Оборудование.

Геометрические фигуры (7-8 комплектов); круги (красный, зелёный, желтый); треугольники (синий, белый); квадраты (красный, желтый, зелёный);

Детям раздаются комплекты геометрических фигур. Дети должны разложить их на столе в определённом порядке.

Например:

  • Круг – круг – круг.
  • Квадрат – квадрат – квадрат.
  • Треугольник – треугольник.

Дети называют фигуры и их цвет, Педагог обращает внимание детей на форму геометрических фигур и её особенности.

ПЕДАГОГ ДЕТИ

Имеет ли круг углы? Нет

Сколько углов у квадрата? Четыре

Сколько углов у треугольника? Три

Равны ли все стороны у квадрата или нет? Равны, одинаковы

Все ли стороны у треугольника равны? Нет

Вариант 1

Педагог просит детей разложить фигуры так, как он скажет («геометрический диктант»).

Например: красный круг, зелёный квадрат, синий треугольник, зелёный круг и т.д. Дети выкладывают геометрические фигуры под диктовку педагога.

Вариант 2

Педагог диктует порядок выкладывания геометрических фигур. Дети внимательно слушают, а затем по сигналу педагога (по памяти) выкладывают геометрические фигуры.

Вариант 3

Педагог показывает табличку с изображенными в определённом порядке геометрическими фигурами. Дети смотрят на изображенные геометрические фигуры, педагог считает до двух, если на таблице две фигуры, или до трёх, если на таблице три фигуры. Затем таблицу педагог убирает, и дети должны выложить по памяти геометрические фигуры так, как они были изображены на табличке.

Педагогу на заметку.

Трудность этого задания заключается в том, что необходимо не только запомнить расположение геометрических фигур, но и соблюсти цветовую гамму. Выигрывает тот, кто правильно выложит геометрические фигуры, соблюдая и цветовую гамму.

Вариант 4 «Отгадай загадки Буратино»

Научить детей различению предметов по форме и составлению из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков. Развивать у детей зрительные представления и умения конструировать.

Педагог выставляет на наборное полотно геометрические фигуры и предлагает детям подумать, что можно нарисовать из круга? Какие предметы, окружающие нас, похожи на круг? (яблоко, арбуз, мяч и т.д.). Что можно нарисовать из квадрата? (ящик, печенье, портфель). Что можно нарисовать из треугольника? (ёлку, парусную лодку и т.д.).

Вариант 5 «Сконструируй из геометрических фигур предметы»

Развитие творческих представлений и возможностей, развитие зрительных представлений; развитие мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

1. Педагог предлагает детям изобразить светофор, лодочку, пароход, карусель, машину, клоуна, человечка, ёлочку, домик.

2. Педагог просит детей внимательно посмотреть на геометрические фигуры и сконструировать из них предметы по своему усмотрению.

Затем дети называют предметы, которые ими сконструированы; составляют предложения с данными словами (можно провести анализ какого-либо слова на усмотрение педагога и т.д.).

Смелова Н.А.,
учитель-логопед

Анна Романченко

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Поэтому одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. А. С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». И главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ведь воспитание, развитие и обучение проходит через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей, научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Александр Владимирович Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Выделяют несколько видов дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.

Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

1. Дидактическая игра «Звуковой кубик»

На каждой стороне куба расположены картинки, в названиях которых находится автоматизируемый звук. Ребёнок рассматривает картинки и четко проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

2. Дидактическая игра «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если в этом слове есть звук [З]– конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня (или если ты четко произнесешь этот звук)

3. Дидактическая игра «Медвежонку снятся сны»


Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: Медвежонок сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко - сон и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

4. Дидактическая игра «День рождение Карлсона»


Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: У Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

5. Дидактическая игра «Игры – бродилки на автоматизацию звуков»


Цель: автоматизация звуков. Задачи: корригирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики (с использованием камешков Марблс, можно использовать пуговицы, фишки, бусины и т. д)

Ребенок называет картинку, четко произнося звук, и кладет на него камушек.

Ту же самую функцию выполняет игра «Логопедическая улитка», можно еще добавить задание – составить предложение с данной картинкой или определить местонахождение звука в слове или разделить слово на слоги.

6. Игра «Собери букву».

Цель: закрепление знаний о буквах, развитие наглядно – действенного мышления, а также предупреждение ошибок в печатании букв.


Ход игры: Ребенок собирает разрезную букву, затем называет картинки на этот звук.

С помощью дидактических игр проводится работа и по закреплению навыков словоизменения и словообразования, слоговой структуры слова, активизация словаря и развитие связной речи.

1. Дидактическая игра «Радуга»


Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

Ребенку дается картинка с изображением радуги. Уточняется название цветов радуги. Ребенок получают предметные картинки разного цвета. Нужно подобрать картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

2. Дидактическая игра «Чья одежда – мамина или Танина?»


Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря на тему «Одежда, обувь, головные уборы».

Ход игры:

Взрослый выставляет картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

Это синее платье Танино.

Эта красная шляпа мамина.

Эти зеленые резиновые сапоги Танины и т. д.

3. Дидактическая игра «Слоговая ромашка».


Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры: Дети должны собрать лепестки к ромашкам, в названии которых различное количество слогов. Логопед раздает играющим детям лепестки и говорит:

Но подумай хорошо, сидя на травинке,

Подойдет ли лепесток к этой сердцевинке,

Их непросто подобрать:

Когда лепестки собраны, логопед говорит:

Молодцы, но все же нужно

Повторить картинки дружно. (дети все вместе называют картинки на каждой ромашке.

4. Дидактическая игра «Назови профессию»


Цель: закрепление названий профессий, обогащение словаря по теме

Ход игры: ребенок называет профессию и подбирает картинки с предметами, которые нужны этому человеку.

И наоборот, игра «Угадай, кому нужны эти предметы».


А теперь давайте поиграем с вами в игру «Слоговая ромашка».

И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Дидактические игры на логопедических занятиях в школе.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры , используемые на логопедических занятиях, разделены соответственно на четыре группы:

Фонетические,

Графические,

Грамматические,

Игры, развивающие связную устную речь.

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок»), определение места звука («Где спрятался звук?»).Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции:

ра ма, ра на, по ра, ко ра.

Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

Игра «Живые буквы».

Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая… (лиса).Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-…).Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-…).Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:а - а - а - о - о - о - о - арак - ра - ма - мо - ло - ко - о - са Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную).

Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.

Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.

Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

Игра «Кто быстрее, кто больше?».

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?».

Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам). Подбор синонимов, антонимов, анонимов.Труд, работа;День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.Лисичка гриб, лисичка животное.

Игра «Сложи словечко».

Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: «На что похожа буква», «Учимся, играя», «Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)», «Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)».Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в «Поставь буквы правильно».

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 - 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель : автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

Описание игр:

1. «Снегурочка и Снеговик»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] - [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик - это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук - [Ш], а для Снеговика - картинки со звуком - [С].

2. «Угости Зою конфетами»

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук [З] в слове - конфета достанется Зое, если нет - то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) - зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим, из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук [З]. Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок, и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая звук [Ш].

5. «Звуковая полянка»

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры: Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот звук.

6. «Ежику снятся сны»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки-сны с картинками, в словах которых мы слышим звук [Л].

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

7. «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

8. «В каком домике живет звук?»

Оборудование: картинки - три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например, перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой можно поиграть в игры «Один - много», «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.