Журнал юриста

Образец доверенности в налоговую инспекцию от юридического лица. Уполномоченный представитель налогоплательщика Представитель в налоговой инспекции

Сдача документов и их получение в ФНС (Федеральная Налоговая служба) осуществляются гражданами РФ лично. Но в некоторых случаях человек не может самостоятельно выполнить такие действия по ряду причин. В таких ситуациях можно написать доверенность в налоговую, и при наличии этого документа доверенное лицо, на которое оформляется такой документ, имеет право представлять в отделениях ФНС интересы доверителя.

При определенных обстоятельствах любой гражданин может не посещать отделение ФНС лично, а дать право на предоставление документов в такой орган другому лицу.

Обычно такая необходимость связана со следующими ситуациями:

  • в случае болезни доверителя;
  • при отъезде в отпуск или длительную командировку;
  • в случае постоянного проживания в другом городе и невозможности появиться в отделении Налоговой службы по месту прописки.

Часто доверенности такого рода выдаются сотрудникам организаций, руководители которых не имеют времени самостоятельно заниматься документацией, касающейся налогообложения и сборов. Например, доверенность на сдачу отчетности в налоговую часто имеет бухгалтер компании, но в этом случае такой сотрудник может иметь ограниченные полномочия.

В частности, бухгалтер может иметь право сдавать определенные документы, получать различные акты, но при этом руководитель организации может не дать разрешение подписывать определенные виды бумаг, получаемых в ФНС (документы по учету счетов, акты сверки расчетов и другие).

Внимание! Доверенность дает право предоставлять интересы доверителя не только в ФНС, но и в других службах и органах, подконтрольных законам о налогах и сборах. К таким учреждениям относятся некоторые внебюджетные фонды и таможенные органы.

Скачать доверенность в налоговую на подачу и получение документов образец 2019 года

Правила составления доверенности

Такой документ составляется согласно определенным требованиям к оформлению и содержанию. Это официальная бумага, которая при неправильном оформлении может послужить причиной отказа сотрудников Налоговой службы выдавать или принимать документы доверителя.

Если документ требует нотариального заверения – этого легко избежать, так как доверенность составляется на бланке, предоставляемом нотариусом. Но даже если вы используете для доверенности в налоговую образец из интернета или вовсе пишете ее от руки – нотариус при заверении все равно проверит правильность внесенных данных и укажет допущенные ошибки.

Доверенность должна содержать следующие пункты:

  • наименование и дату составления (обязательный пункт, без которого документ будет считаться недействительным);
  • место составления;
  • паспортные данные доверителя или реквизиты юридического лица, от которого составляется документ (включая КПП и ИНН, юридический адрес, название, должность и ФИО руководителя);
  • ФИО и паспортные данные доверенного лица;
  • полномочия и права, которыми будет обладать человек, на чье имя составляется доверенность;
  • срок действия документа (максимальное время действия доверенности – три года с момента составления, без указания срока документ действителен в течение одного года).

Доверенность от юридического лица на представление интересов в налоговых органах необходима при посещении ИФНС каким-либо сотрудником организации (предпринимателя), кроме руководителя, например бухгалтером или курьером, для:

Сдачи отчетности, других документов (заявлений, писем);

Получения документов от налоговиков;

Получения выписки из налоговой.

Причем налоговики, как правило, оставляют доверенность себе. Поэтому лучше сделать сразу несколько экземпляров доверенности. И при необходимости совершить в инспекции несколько действий (например, сдать декларацию и получить на руки готовый акт сверки) иметь их при себе.

Нотариальная доверенность

Доверенность от юрлица нотариально заверять не нужно, достаточно, чтобы на ней стояла подпись руководителя и печать организации (при ее наличии).

А вот доверенность от предпринимателя должна быть заверена нотариально.

Срок действия доверенности

Ограничений по сроку действия доверенности нет. То есть доверенность можно выдать на любой срок (хоть на сто лет). Если же в доверенности вообще никакой срок не будет указан, то она будет действовать 1 год с даты ее составления.

Доверенность в налоговую инспекцию позволяет сотруднику представлять интересы компании в ИФНС. Поверенный сможет получать, передавать документы, осуществлять все необходимые действия, связанные с его заданием. Если частному лицу или ИП понадобится произвести какие-либо действия в налоговой инспекции, он также может воспользоваться услугами представителя, оформив доверенность на его имя. Это может быть ответственное лицо, обладающее правом корректировать отчетность, или курьер, который просто доставит пакет в офис.

Особенности оформления доверенности.

Документ не имеет конкретного образца, утвержденного государством. Однако должен содержать определенные пункты. Единое требование для всех вариантов доверенности — письменная форма. Причем, она может быть набрана на компьютере или написана от руки. Если гарант оформляет ИП или частное лицо, то зачастую требуется нотариальное заверение. На бумаге, оформленной ООО, расположена подпись руководителя, печать организации. Это придает документу юридическую силу, поэтому дополнительное заверение не требуется.

В доверенности для налоговой инспекции обязательно должны присутствовать следующие сведения:

  • название документа;
  • город, для которого он выдан, дата подписания;
  • полная информация об организации, выдавшей документ, включая ее КПП, ИНН;
  • данные частного лица, ИП, полномочия которого передаются;
  • сведения о лице, принимающем полномочия;
  • список предоставляемых прав, например, подача отчетности в ИФНС.

Оформляя документ, учтите, что срок его действия по умолчанию равен году, если другая информация не прописана в тексте. Составить его очень легко, используя образец.

Документ может быть составлен на конкретного человека или на круг лиц с указанием полномочия каждого из них. При его аннулировании, руководитель предприятия или частное лицо, передавшее свои полномочия, обязан уведомить налоговые органы об окончании его действия.

Примеры доверенностей 2016.

Чаще всего доверенность используется при необходимости забрать документы из налоговой инспекции. Например, справки, дубликата устава компании. Однако налоговые могут потребовать подтверждение полномочий и при подаче отчетности. Образцы их оформления вы можете скачать по следующим ссылкам:

Или ознакомиться на отдельных стендах в налоговых органах. Кроме того может возникнуть необходимость в корректировке отчетности, в подписании, получении документации, постановки на учет ККМ, замене кассовой ленты и других действиях, связанных с работой предприятия.

В таких ситуациях вы можете обойтись одной доверенностью, прописав абсолютно все полномочия для своего поверенного. В противном случае вам понадобится целый пакет документации для различных действий. Даже для подачи отчетности могут быть прописаны ограничения. Например, поверенный будет заниматься исключительно сверкой с бюджетом, решений, актов ИФНС.

Нотариальное заверение: сколько будет стоить?

Налоговые органы требуют заверение доверенности нотариально в том случае, если совершаемые действия приведут к изменениям в Госреестре, касаются сделок, требующих заверения нотариуса. Несмотря на то, что тарифы для этой операции утверждены на 2017 — 2018 года, получить заветную отметку за 100 рублей у вас не выйдет. Средняя стоимость заверения варьируется в пределах 1000 рублей. Причем, чем большим количеством полномочий вы наделяете своего поверенного, тем дороже обойдется его заверение. Для документации, касающейся работы предприятий, вообще, отдельные расценки.

Передоверие ответственности.

В отдельных случаях ответственность на получение документов может быть передоверена. Такая возможность должна быть подтверждена документально. Для нее составляется отдельная доверенность, которая должна соответствовать следующим требованиям:

  • в основном документе указан пункт, предусматривающий возможность передоверия;
  • дополнительный документ не может наделять поверенного более широкими полномочиями, чем теми, которые указаны в основном;
  • срок его действия не может превышать период действия основной доверенности;
  • он должен быть обязательно заверен нотариально.

Перед тем, как завизировать доверенность, нотариус проверяет ее на соответствие вышеуказанным требованиям.

Представители налогоплательщика могут быть уполномочены на совершение тех или иных действий и представление интересов налогоплательщика в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Физическое лицо, выступающее в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика, обязано обладать полной дееспособностью (ст. ст. 21, 27 ГК РФ). В качестве уполномоченного представителя налогоплательщика может быть любое физическое лицо или индивидуальный предприниматель, прошедший государственную регистрацию в установленном законом порядке.

Юридические лица вправе осуществлять представительские функции при наличии необходимой для этого правоспособности. В частности, коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), обладающие в соответствии с учредительными документами общей правоспособностью, могут осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности, в том числе и оказывать услуги представительства в налоговых правоотношениях, а вот некоммерческие организации и унитарные предприятия, имеющие специальную правоспособность, могут осуществлять представительские функции только в случаях, когда это не противоречит закрепленным в учредительных документах целям их деятельности.

В пункте 2 ст. 29 НК РФ перечислены лица, которые не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика - это должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Данное обстоятельство не мешает указанным лицам в общеустановленном порядке выступать в качестве законных представителей налогоплательщиков.

Пунктом 3 ст. 29 НК РФ определено, что уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Общий порядок оформления, выдачи и прекращения действия доверенностей регулируется ст. ст. 185 - 189 ГК РФ.

Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана его руководителем и скреплена печатью. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана главным (старшим) бухгалтером этой организации (п.5 ст. 185 ГК РФ).

При выдаче доверенности следует учитывать, что объем полномочий представителя необходимо обозначать четко и ясно, поскольку за действия представителя, совершенные в пределах его полномочий, ответственность несет налогоплательщик, а сверх таких пределов - представитель.

Дата выдачи доверенности является обязательным реквизитом, без которого доверенность считается недействительной. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (ст. 186 ГК РФ).

Уполномоченный представитель имеет право осуществлять представительство как на безвозмездной, так и на возмездной основе.

В случае возмездного оказания услуг представительства отношения представительства могут оформляться между налогоплательщиком и представителем договором поручения, агентским договором, договором доверительного управления имуществом, договором коммерческого представительства или договором возмездного оказания услуг. Одним из условий такого договора является оплата всех расходов, понесенных поверенным в связи с осуществлением обязанностей по договору, а также выплата доверителем в пользу поверенного вознаграждения за оказанные услуги. То есть если доверитель поручает налоговому представителю перечислить налоговые платежи в бюджет, то он должен предоставить представителю необходимые денежные средства для выполнения этого поручения и оплатить его услуги.

  • · представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями (то есть полномочиями на уплату налога) либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной согласно требованиям п. 3 ст. 29 НК РФ в порядке, установленном гражданским законодательством РФ;
  • · платежные документы должны быть оформлены и подписаны самим налогоплательщиком;
  • · уплата налога должна производиться за счет собственных средств налогоплательщика, что предполагает списание денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, а не представителя.

Таким образом, при соблюдении вышеперечисленных условий уплата налога представителем рассматривается как его уплата самим налогоплательщиком, что не противоречит требованиям ст. 45 НК РФ, поскольку субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя, а действия представителя расцениваются как действия самого налогоплательщика.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, налог будет считаться неуплаченным, а обязанность по уплате налога - неисполненной, что, в свою очередь, повлечет возникновение недоимки у налогоплательщика, начисление пени и штрафа.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

  • 1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;
  • 2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;
  • 3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • 4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 статьи 29 НК РФ.

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему Налоговым кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.