Журнал юриста

Разработка и исполнение государственного бюджета. Бюджетный процесс в российской федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов страны, дает политической власти реальную возможность воздействовать на все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, культурную и др.
Государственный бюджет выполняет две основные функции – распределительную и контролирующую. Бюджет государства широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов страны. Контрольная функция государственного бюджета проявляется в установлении контроля над поступлением и расходованием бюджетных средств и недопущении дефицита средств в государств...

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.2 Понятие бюджета государства 5
1.2 Функции и значение государственного бюджета 8
1.3 Бюджетный процесс: его сущность и структура 10
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ 13
2.1 Анализ формирования и исполнения федерального бюджета 13
2.2 Проблемы и пути совершенствования процесса формирования и исполнения государственного бюджета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается бюджетная система, основой которой является государственный бюджет и которая обеспечивает аккумуляцию денежных ресурсов для финансирования народного хозяйства.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Он должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие государства. В связи с этим его правильному формированию и рациональному исполнению должно уделяться большое значение со стороны органов власти.
Целью данной работы является исследование процесса разработки, принятия и выполнения госуд арственного бюджета России
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие бюджета государства;
- осветить функции государственного бюджета и его значение;
- рассмотреть сущность и дать описание структуры бюджетного про-цесса государства;
- провести анализ формирования и исполнения федерального бюджета Российской Федерации;
- выявить существующие проблемы формирования и использования федерального бюджета и предложить пути совершенствования данного процесса.
Объектом исследования в данной работе будет выступать государст-венный бюджет России, а предметом – его разработка и исполнение.
В работе будут использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Тема государственного бюджета и бюджетной системы является достаточно изучаемой, и давно исследуется учеными всего мира. В научной литературе вопросам исследования концептуальных проблем организации бюджетного процесса посвящены работы Абикова М.Д., Бабич А.М., Павловой Л.Н., Поляка Г.Б., Галицкой С.В., Година А.М., Подпориной И.В., Кушлина В.И., Дробозиной Л.А., Тутаева Р.М., Упорова И.В., Старкова О.В., Казак А.Ю., Сергеева Л.И., Родионовой В.М. и др.
Отдельные вопросы организации формирования и исполнения феде-рального бюджета освещены в научных статьях отечественных экономистов, таких как Безденежных А.В., Начинкин Д.Б., Кириченко М.В., Комарова О.С., Михайлова Д.Т., Шогенова Ф.А., Ярошенко Л.Е. и др. В публикациях приведенных авторов проводится исследование системы формирования и исполнения федерального бюджета, а также ее отдельных элементов и инструментов.
Правовую базу работу будет составлять положения нормативных актов Российской Федерации. Также в работе будут использоваться данные официальных сайтов Министерства финансов РФ, Федерального Казначейства РФ и Счетной палаты РФ.

Фрагмент работы для ознакомления

д. Все эти задачи являются достаточно значимыми для соответствующей территории.Накопление в бюджетной системе крупных денежных фондов дает возможность для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на территории всего государства, наиболее целесообразного размещения производственных сил страны.Бюджет – это мощный управляющий механизм, который имеется в распоряжении государства и который выступает проводником его финансовой политики. Местные бюджеты создают финансовую основу для развития местного самоуправления.Значение государственного бюджета определяется не только величиной концентрируемых в нем денежных средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием действуют все остальные звенья финансовой системы страны. Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. 1.3 Бюджетный процесс: его сущность и структураБюджетный процесс – это установленная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению всех видов бюджетов – федерального, территориальных и местных.Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, которое представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.Главные аспекты осуществления бюджетного процесса регламентированы Конституцией РФ, а более детальное описание закреплено в Бюджетном кодексе. Необходимо отметить, что процедура бюджетного провеса, установленная Бюджетным кодексом, применяется на всех уровнях бюджетной системы государства. Органы власти субъектов и местного самоуправления России имеют право вносить изменения в порядок бюджетного процесса в границах, установленных федеральным бюджетным законодательством. Согласно Бюджетному кодексу в бюджетном процессе участвуют две категории субъектов:- во-первых, органы власти, которые наделены бюджетными полномочиями и включаются в бюджетную систему;- во-вторых, участники бюджетного процесса. Следует заметить, что перечень вторых гораздо шире, чем список органов власти, наделенных бюджетными полномочиями. Это объясняется тем, что в состав участников бюджетного процесса входят не только уполномоченные органы государственной власти, но и другие хозяйствующие субъекты, то есть получатели бюджетных средств.На первом уровне бюджетной системы – федеральном – в некоторых предусмотренных законом случаях предусмотрена возможность передачи определенных функций по осуществлению бюджетного процесса на иные органы исполнительной власти. Данный уровень бюджетной системы формируется согласно указам Президента РФ.В рамках регионов система органов бюджетного регулирования формируется в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов страны. Органы муниципальной власти имеют право с целью управления средствами местного бюджета создавать казначейства или другие финансовые структуры.Особым субъектом бюджетного процесса является Центральный Банк России. Вместе с Правительством РФ он занимается разработкой и предоставлением Государственной Думе мероприятий денежно-кредитной политики страны. В рамках реализации бюджетного процесса Центральный Банк занимается обслуживанием счетов бюджетов различных уровней, иными словами она является хранилищем денежных средств. Кроме этого, Центробанк выполняет функции федерального агента по государственным ценным бумагам России.Бюджетный процесс основан на общеправовых принципах, а также на принципах построения бюджетной системы, первые из которых получили закрепление в Конституции РФ, а вторые – в Бюджетном кодексе России. В соответствии с этими принципам законодательство требует, чтобы представленные исполнительными органами проекты бюджетов были подкреплены сведениями о предполагаемых доходах, а при введении новых расходов в обязательном порядке прилагались сведения об источниках предполагаемых доходов.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ2.1 Анализ формирования и исполнения федерального бюджетаФормирование и исполнение федерального бюджета за последние три года, особенно в 2015 г., происходило в условиях низкой динамики экономического развития. Основными внешними и внутренними факторами, оказывающими влияние на формирование и исполнение государственного бюджета России, можно считать:- падение мировых цен на нефть марки «Юралс» и ухудшение конъюнктуры мирового рынка для ряда других товаров традиционного российского экспорта. Так, в целом по итогам 2015 г. объем экспорта товаров снизился по сравнению с предыдущими периодами, что обусловлено кроме ценового фактора сохранением на относительно невысоком уровне внешнего спроса; - существенные ограничения на осуществление займов на внешних рынках для крупнейших российских банков и компаний, что привело к сокращению внешнего финансирования;- сохранение на относительно высоком уровне величины консолидированного внешнего долга Российской Федерации, существенно превышающем объем международных резервов Российской Федерации; - падение внутреннего инвестиционного спроса из-за низкой инвестиционной активности организаций в различных секторах экономики, обусловленной сохранением отрицательной динамики финансовых результатов деятельности организаций, снижением кредитной активности, в том числе из-за ухудшения условий заимствований, включая ограничения в доступе российских компаний на внешние рынки капиталов;- значительное ослабление курса рубля по отношению к доллару США по сравнению с 2013 г., что оказало влияние наряду с введением со стороны Российской Федерации ограничений на ввоз ряда продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из некоторых стран на существенное снижение объемов импорта;- существенное увеличение объемов вывоза капитала из страны, наблюдающимся на протяжении последних семи лет. Эти и многие другие факторы не могли не оказать влияние на формирование и исполнения федерального бюджета страны. В целом структуру доходов Федерального бюджета за период 2013-2015 г. можно проанализировать по данным таблицы 1 и рисунка 1.Таблица 1. Доходы федерального бюджета России в 2013-2015 гг.ПоказательСумма поступлений за период, млрд. руб.2013 г.2014 г.2015 г.Налог на добычу полезных ископаемых2399,82339,92437,9Таможенные платежи4053,43585,63506,6Налог на прибыль организаций375,8445,4440,7Налога на добавленную стоимость3545,84098,84445,7Акцизы395,3573,8727,5Налог на добычу полезных ископаемых (без нефтегазовых доходов)20,718,420,8Таможенные платежи (без нефтегазовых доходов)779701704,8Прочие доходы1285,711031201,5ИТОГО12855,512865,913485,5Рис. 1. Структура доходов федерального бюджета России в 2015 г. Как одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих стран, Россия получает значительные доходы от использования своих ресурсов, часть из этих доходов изымаются в бюджетную систему страны в виде налогов и сборов. При этом степень изъятия менялась со временем. Так, в ходе масштабной налоговой реформы, осуществлённой в России в 2000-х годах, была радикально изменена система налогообложения сырьевого сектора: проведена перенастройка механизма экспортных пошлин и введён налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой государственным бюджетом.При этом в настоящее время свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности, включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п. идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока – в 2015 г. она составила более 44 %. Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в 2015 г. произошло резкое сокращение бюджетных доходов от внешнеэкономической деятельности – таможенные платежи снизились более чем на 10 %. Это обусловлено, главным образом, ухудшением внешнеполитической обстановки и экономических введением санкций в отношении нашей страны. Но, несмотря на это негативное явления сокращения общей суммы бюджета не произошло, так как снижение «внешних» доходов было покрыто за счет увеличения размера «внутренних» доходов. Это можно объяснить повышением ставок на некоторые виды налогов, а также увеличением масштабов деятельности отечественных производителей. На формирование доходной части федерального бюджета в 2015 г. повлияли следующие основные изменения налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации:1) Индексация специфических ставок акцизов на подакцизные товары.2) Повышение базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть. 3) Снижение предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.4) Снижение ставки вывозной таможенной пошлины на «светлые» нефтепродукты, за исключением бензинов.5) Увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа.6) Установление норматива зачисления в федеральный бюджет налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа в размере 50 %. 7) Зачисление в доходы федерального бюджета денежных взысканий за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.Что касается расходов федерального бюджета, то в их состав включаются затраты на финансирование наиболее важных сфер жизни государства. Изменение структуры расходов федерального бюджета России за 2013-2015 гг. представлено в таблице 2.Таблица 2.Расходы федерального бюджета России в 2013-2015 гг.ПоказательСумма расходов за период, млрд. руб.2013 г.2014 г.2015 г.Социальная политика3859,83833,13452,4Экономика1968,52103,63062,9Нац. безопасность и правоохранительная деятельность1843,02061,62479,1Национальная оборона1812,31849,32086,2Общегосударственные вопросы806,0850,7934,7Прочие расходы2601,22644,62815,3ИТОГО12890,813342,914830,6Как видно из данных таблицы, в структуре бюджета больший удельный вес занимают расходы на социальную политику государства – они составляет более 20%. На оборону и национальную безопасность в совокупности было потрачено более 30 % от общей суммы расходов федерального бюджета. Расходы федерального бюджета в 2015 г. превысили сумму бюджетных доходов на 1345 млн. руб., то есть бюджет страны в 2015 г. был дефицитным. На рис.2 представлена структура расходов федерального бюджета. Рис. 2. Структура расходов федерального бюджета России в 2015 г. В ходе исполнения федерального бюджета в 2015 г. в первоначальный план бюджета были внесены изменения. Так, наибольшее увеличение расходов было произведено по разделам – «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», «Образование», «Жилищно-коммунальное хозяйство». Указанные средства в основном были направлены на реализацию отдельных мероприятий, в том числе по социально- экономическому развитию Республики Крым и города федерального значения Севастополя, предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, приобретение дополнительных акций, выпускаемых при увеличении уставного капитала ОАО «Оборонстрой» (г. Москва). Вместе с этим наибольшее уменьшение расходов федерального бюджета произведено по разделам классификации расходов:- «Национальная экономика», что в основном связано с уменьшением бюджетных ассигнований, зарезервированных в Минфине России на реализацию мероприятий по решениям Правительства Российской Федерации;- «Социальная политика, что в основном связано с уменьшением бюджетных ассигнований, предусмотренных на дополнительное обеспечение 66 сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов, объема субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в связи с уточнением численности;- «Обслуживание государственного и муниципального долга», что в основном связано с сокращением расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации в связи с сокращением в 2015 г. государственных внутренних заимствований Российской Федерации.Таким образом, можно сказать, что, несмотря на трудные экономические и политические условия, в которых Россия оказалась в 2015 г. Правительством страны были приняты все меры для того, чтобы минимизировать дефицит бюджета и максимально полно профинансировать все возложенные на федеральный бюджет статьи расходов.2.2 Проблемы и пути совершенствования процесса формирования и исполнения государственного бюджетаАнализ современной системы формирования и исполнения федерального бюджета позволил выделить несколько основных проблем, существующих в данной сфере.1) Недостаточное осмысление понятийного аппарата и, в частности, теоретических основ определения системы формирования и исполнения бюджета, ее принципов и задач с учетом концепции управления результатами.2) Недостаточное обеспечение точности прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов и расходов федерального бюджета, таких как:- объема доходов и расходов федерального бюджета, которые обусловлены недостоверностью прогноза социально-экономического развития Российской Федерации; - кассового плана поступлений в федеральный бюджет по отдельным видам налоговых и неналоговых доходов; - конкретных видов доходов отдельными главными администраторами доходов федерального бюджета; - изменениями в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, которые не позволяют более полно, точно и реалистично оценить сроки взимания налогов и сборов, резервы роста и их администрирования; - внешнеэкономической конъюнктуры.Неточное прогнозирование этих показателей ведет к значительным корректировкам показателей кассового плана по расходам федерального бюджета в течение финансового года.3) Еще одной проблемой федерального бюджета является неравномерности его помесячного исполнения по расходам, основными причинами которого являются: - несоблюдение федеральными органами исполнительной власти установленных сроков подготовки отдельных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, обеспечивающих реализацию федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; - затяжной характер проведения конкурсных процедур по заключению государственных контрактов; - отсутствие утвержденной проектно-сметной документации строительным объектам; - сезонный характер проведения ряда мероприятий и другие.

Список литературы

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ в ред. от 15.02.2016 г.: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/budget/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ в ред. от 29.12.2014: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюд-жетной политике в 2013-2015 годах: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131836/
4. Основные направления бюджетной политики на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165592/
5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/
6. Абиков М. Д. Бюджетный процесс Российской Федерации: учеб. пособие / М.Д. Абиков. М.: Финансы и статистика, 2013. – 415 с.
7. Бабич А.М. Финансы: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. М.: Эксмо, 2014. – 760 с.
8. Безденежных А.В. Особенности казначейской системы исполнения бюджетов / А.В. Безденежных, Д.Б. Начинкин // Бухгалтерский учет в бюд-жетных и некоммерческих организациях. 2015. № 15. С. 28-30.
9. Бюджетная система России: учеб. пособие / Под ред. Г.Б. Поляка. ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 704 с.
10. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы: учебник / С.В. Галицкая. М.: ИНФРА-М, 2013. – 512 с.
11. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина. М.: Дашков и К, 2015. – 276 с.
12. Кириченко М.В. К вопросу о сущности бюджетного процесса / М.В. Кириченко // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 143-147.
13. Комарова О.С. Проблемы исполнения доходов федерального бюджета / О.С. Комарова // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 54-58.
14. Михайлова Д. Т. От модернизации системы Казначейства к Элек-тронному бюджету России / Д.Т. Михайлова // Современный экономический вестник. 2015. № 5. С. 58-69.
15. Тутаев Р.М. Финансы: учебник / Р.М. Тутаев. М.: Дашков и К, 2015. – 461 с.
16. Финансы: учебник / Под ред. А.Ю. Казак, Л.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2013. – 550 с.
17. Финансы: учебник / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Просвещение, 2014. – 491 с.
18. Шогенова Ф.А. Совершенствование системы формирования и ис-полнения федерального бюджета / Ф.А. Шогенова // Вопросы государственного управления. 2016. № 2. С. 30-36.
19. Ярошенко, Л.Е. Проблемы исполнения федерального бюджета в 2015 г. и планы на среднесрочный период / Л.Е. Ярошенко // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 34-40.
20. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федера-ции: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
21. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/
22. Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Феде-рации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Порядок исполнения бюджета устанавливает Правительство РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом макроэкономических факторов, динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета.

Содержание исполнения бюджета зависит от системы исполнения бюджета. В практике различных стран на разных этапах исторического развития применялись следующие системы исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. Основное различие между банковской и казначейской системами заключаются в том, что функции исполнения бюджета возложены на разные органы - либо на центральный банк при возможном участии коммерческих банков, либо на специально созданные казначейские органы. При смешанной системе эти функции выполняются одновременно и казначейскими, и банковскими органами с разграничением функций между ними в законодательном порядке.

В Российской Федерации в настоящее время существует смешанная система исполнения бюджета. Только при условии функционирования казначейских органов как кредитных организаций они действительно смогут осуществлять все операции по кассовому исполнению бюджета, включая прием, хранение и выдачу бюджетных средств. За рамками операций по кассовому исполнению бюджета казначейские органы осуществляют прогнозирование поступлений доходов, санкционирование и финансирование расходов, обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление бюджетных кредитов и ссуд и осуществление контроля за их возвратом.

Исполнение бюджетов соответствующих уровней возложено на исполнительные органы власти и органы местного самоуправления, которые организуют этот процесс через соответствующие финансовые, казначейские, налоговые, таможенные органы. В исполнении бюджета принимают участие министерства, агентства, службы, коммерческие и некоммерческие (включая бюджетные учреждения) организации, которые связаны с бюджетом или по доходам, или по расходам, а также Центральный банк РФ и кредитные организации, выполняющие его функции.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ основано на принципах:

  • * единства кассы, когда все доходы, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета поступают на единый счет бюджета, с которого осуществляются все расходы; (С 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ статья 216 настоящего Кодекса утрачивает силу).
  • * полного и своевременного поступления в бюджет доходов в разрезе отдельных источников;
  • * своевременного и полного финансирования расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями с учетом установленных бюджетным законодательством случаев внесения в них изменений в пределах фактического наличия средств на едином счете;
  • * целевого и эффективного использования бюджетных средств;
  • * осуществления контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Бюджетное законодательство предусматривает процедуры исполнения бюджетов по доходам и расходам. Исполнение бюджета по доходам предусматривает процесс:

  • * распределения в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • * зачисления доходов (собственных и регулирующих) на счета соответствующих бюджетов;
  • * возврата излишне уплаченных сумм доходов;
  • * учета доходов бюджета и составления отчетности о доходах соответствующего бюджета; (С 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ статья 218 настоящего Кодекса будет изложена в новой редакции).

Исполнение бюджета по расходам производится в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов.

По расходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, называемыми главным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.

Санкционирование расходов представляет собой установление и доведение до бюджетных учреждений лимитов бюджетных обязательств, предварительный контроль и учет по принятию бюджетными учреждениями обязательств с целью недопущения принятия ими обязательств, не обеспеченных назначениями, предусмотренными законом о бюджете, с учетом исполнения бюджета по доходам. Санкционирование расходов предполагает следующие основные этапы:

  • * составление и утверждение сводной бюджетной росписи;
  • * утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • * утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • * принятие бюджетных обязательств получателями бюджетных средств;
  • * подтверждение и выверка исполнения обязательств (С 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ статья 219 настоящего Кодекса будет изложена в новой редакции).

В Российской Федерации учет исполнения бюджетов всех уровней ведется по единой системе, регламентируемой нормативными документами Правительства РФ и Министерства финансов РФ. Последнее устанавливает формы бухгалтерских документов и регистров учета, разрабатывает инструкции и другие нормативно-правовые акты по ведению учета исполнения бюджета. Данные учета исполнения доходов и расходов бюджета являются основой для принятия органами исполнительной власти адекватных управленческих решений. На основании данных учета составляется отчет об исполнении бюджета.

Исполнение бюджета, завершая бюджетный процесс, позволяет оценить эффективность работы по обоснованности расчета бюджетных показателей, произведенного на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджета, применения норм и нормативов, действенности различных методик планирования расходов; установить факторы, обусловившие отклонения фактических данных от запланированных; принять адекватные управленческие решения.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. Порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.



Государственный бюджет

(Government budget)

Важнейшие части государственного бюджета, государственный РФ

Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный , Российский бюджет, в сфере управления государственными финансами

Государственный бюджет - это, определение

Госбюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Госбюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Госбюджет - это баланс доходов и затрат государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Госбюджет (от англ. Budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и издержек государства на определенный времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег

Госбюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физ. лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет государственный, составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и затрат государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства

Госбюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

Госбюджет - это основной план доходов и издержек государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона .

Сущность государственного бюджета

любой стране госбюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных затрат, государственного займа - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физлицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение издержек по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой единый бюджетный . Весь бюджетный процесс регламентируется законом , в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами. В соответствии с законом должен заблаговременно, задолго до начала бюджетного года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий финансовый год .

В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами ткущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться переделы несбалансированной части бюджета, излишек или , причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики , отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Для выполнения своих функций органы государственной власти на всех уровнях должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержание законодательной власти , аппарата управления и др. В процессе формирования доходов и затрат отдельных видов бюджета, их сбалансировании возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы - организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства. Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Центральное место в системе государственных финансов занимает госбюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий бюджетный год . БК РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Использование федеральными государственными органами иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств России , не допускается, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов ) образуют консолидированный бюджет РФ.

Госбюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики . Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие издержек. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и затрат государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти . Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике Российской Федерации и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и издержек; денежные потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам , как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополиста на внешнюю торговлю и валютные отношения, государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе России и её бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации , местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов ». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: госбюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Республики Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в Российской Федерации). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и затратах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящая из них. Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Доходы государственного бюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.

В соответствии с рекомендацией средства зачисляются в доход бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В Российской Федерации порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой «денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения российским ЦБ или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда».

Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов. Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги . В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы госбюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.


В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных затрат на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает , стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для госбюджета США и ряда европейских стран).

Из зарубежной практики показателен бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику государства , сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке - средства просто обесценятся.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского ссуды: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие . Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к боевым действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства государственного бюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Созданный в начале 2000-х в Российской Федерации профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа бюджетной деятельности:

Разработка проекта бюджета;

Рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета;

Исполнение бюджета;

Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической и политической жизни общества.

Продолжительность этапов бюджетного процесса: разработка, рассмотрение и утверждение бюджета - 18 месяцев; исполнение бюджета - 12 месяцев; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение - до 6 месяцев.

Разработка проекта бюджета и его исполнение являются функцией исполнительных органов: Правительства РФ, советов министров республик в составе РФ, органов исполнительной власти других субъектов РФ и местных исполнительных органов. Рассмотрение и утверждение бюджета и отчета об исполнении бюджета осуществляются представительными органами власти. Бюджет страны утверждает Федеральное собрание РФ.

Составление проекта бюджета основывается:

На бюджетном послании Президента РФ;

Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

Основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

Прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

Плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Рассмотрим основные этапы бюджетного процесса на примере федерального бюджета.

1. Разработка проекта бюджета. Проект федерального бюджета начинает разрабатываться Правительством РФ не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с БК РФ и бюджетной политикой РФ.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над материалами и документами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития, который является основой перспективного финансового плана.

Министерство финансов РФ организует разработку:

Проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

Проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проект федерального бюджета разрабатывается в два этапа. На первом этапе осуществляются разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор правительством плана- прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Правительством РФ рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Министерство финансов РФ в двухнедельный срок со дня принятия основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:

Направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

Уведомляет органы исполнительной власти субъектов федерации о методике формирования межбюджетных отношений РФ и ее субъектов на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ.

Второй этап формирования федерального бюджета заключается в распределении федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также в разработке указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов о минимальном размере оплаты труда (МРОТ), о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также составляемого в виде приложения к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Правительство вносит на рассмотрение Государственной думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года, одновременно представляя следующие документы и материалы:

Предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;

Прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;

Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

План развития государственного и муниципального сектора экономики;

Прогноз сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;

Прогноз консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;

Проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;

Проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;

Проект государственной программы вооружения на очередной финансовый год;

Проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;

Расчет по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;

Проекты программ государственных внешних заимствований и предоставления государственных кредитов РФ иностранным государствам на очередной финансовый год;

Проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год;

Проекты федеральных законов о приостановлении действия или об отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, не предусмотренных федеральным бюджетом на очередной финансовый год;

Расчеты прогнозируемого объема Стабилизационного фонда на начало и конец очередного финансового года, прогнозируемого объема поступлений в Стабилизационный фонд и (или) использовании средств Стабилизационного фонда в очередном финансовом году.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов:

О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;

О бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;

О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ».

В процессе рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в Г осударственную думу (до 1 октября) дополнительно представляются:

Ожидаемое исполнение федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год (оценка);

Проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет об их предоставлении за истекший период текущего финансового года;

Проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении данных средств за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года;

Предложения по расходам на содержание Вооруженных сил РФ, других войсковых воинских формирований.

Банк России до 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно указанный проект направляется Президенту и в Правительство РФ.

Представленный проект федерального бюджета направляется Советом Государственной думы соответствующим комитетам. Комитеты высшего законодательного органа страны проводят постатейное рассмотрение проекта бюджета и выносят заключение. С учетом сделанных замечаний проект бюджета при необходимости дорабатывается и снова представляется в Государственную думу.

Проект федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу вместе с проектами федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

При необходимости Правительство РФ направляет в Государственную думу изменения и дополнения в действующие законодательные акты.

2. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и пакет необходимых сопроводительных документов направляются Советом Государственной думы Комитету по бюджету и налогам и другим комитетам для рассмотрения. На основании заключения Комитета по бюджету решается вопрос о рассмотрении федерального бюджета в Государственной думе.

Комитеты Государственной думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов расходов с точки зрения целесообразности, актуальности, финансовой и материальной возможностей, готовят свои заключения. Предложения и заключения каждого комитета направляются в профильные комитеты Государственной думы. На основе полученных заключений данные комитеты составляют свободное заключение по проекту федерального бюджета и представляют его в Государственную думу, которая рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

Государственная дума, обсуждая проект федерального бюджета в первом чтении, рассматривает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части

источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Г осударственная дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, а также доклад председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Г осударственная дума может:

Передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета;

Вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

Поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Во втором чтении Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

При этом в целях нормализации бюджетного процесса Государственная дума направляет в органы исполнительной власти субъектов РФ и законодательные (представительные) органы этих субъектов сведения о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов и распределении его средств, утвержденных при рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении, между субъектами РФ.

При отклонении Государственной думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Г осударственная дума утверждает:

Расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов;

Распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов;

Расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета;

Программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год;

Программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;

Программу государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год.

Государственная дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

В течение 10 дней комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в комитете по бюджету и Правительстве РФ.

В четвертом чтении Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом чтении проходит голосование за указанный законопроект в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается Государственной думой на пленарном заседании и в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной думой.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

3. Исполнение бюджета. Исполнение бюджета - совокупность операций по формированию и исполнению утвержденного в установленном порядке фонда денежных средств, предназначенного для реализации задач и функций, возложенных на органы государственной (муниципальной) власти.

Исполнение бюджетов обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Главной задачей исполнения бюджета является обеспечение поступлений доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов: федерального, субъектов РФ, местных (ОМСУ).

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возложены организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется на основе бюджетной росписи, содержащей детализацию показателей доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе получателей бюджетных средств.

Исполнение федерального бюджета в соответствии с законодательством возлагается на Федеральное казначейство.

Казначейская система исполнения бюджетов разных уровней является важным направлением совершенствования бюджетного процесса в РФ.

Органы Казначейства выполняют такие задачи, как:

Организация осуществления федерального бюджета РФ и контроль за его исполнением, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;

Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами; финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

Управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

Разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов; ведение операций по учету государственной казны РФ.

Исходя из задач, возложенных на Казначейство, Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:

Организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета РФ;

Организует финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов исходя из принципа единства кассы;

Руководит работой территориальных органов Федерального казначейства;

Доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры ассигнований из федерального бюджета РФ по обслуживаемым этими органами территориям РФ;

Ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета РФ, государственных внебюджетных фондов;

Организует осуществление взаимных расчетов между федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ;

Регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

Осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, а также государственных внебюджетных фондов;

Осуществляет по поручениям Правительства РФ и министра финансов РФ иные операции со средствами федерального бюджета РФ, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;

Осуществляет в установленном порядке подготовку проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства.

Формирование доходной части бюджета осуществляют Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции, а также Федеральная таможенная служба и ее органы, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в бюджет. Данные ведомства представляют необходимую информацию в Казначейство.

Правительство РФ направляет в Государственную думу ежемесячно информацию о ходе исполнения федерального бюджета РФ и ежеквартальный отчет о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с законодательством исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;

Распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;

Возврат регулирующих налогов;

Учет доходов федерального бюджета и отчетность о них в соответствии с бюджетной классификацией.

Сводная бюджетная роспись доходов и расходов федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается им в течение 15 дней после принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная роспись доходов и расходов федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное собрание РФ и Счетную палату РФ.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств готовит сводный отчет об исполнении федерального бюджета.

Отчет об исполнении федерального бюджета составляется в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

В Государственную думу одновременно с отчетом об исполнении бюджета представляются следующие документы и материалы:

Отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

Отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

Отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

Отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований;

Отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества;

Сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

Сводные отчеты смет доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

Реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года;

Отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

Отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

Проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год проводит Счетная палата РФ в течение 4,5 месяца после представления указанного отчета в Государственную думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

Отчет об исполнении федерального бюджета РФ с заключением Счетной палаты направляется Государственной думе для рассмотрения и утверждения.

Государственная дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ.

В процессе рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная дума заслушивает:

Доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;

Доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

Доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

Заключение председателя Счетной палаты РФ.

По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Государственная дума принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета за очередной финансовый год.

Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета утверждаются Правительством РФ.

Введение.

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

1. Структура государственного бюджета, его сущность и функции.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

1. вмешательство в экономику;

2. поддержание государственного аппарата управления;

3. правоохранительные органы и судоустройство;

4. медицина, здравоохранение и образование;

5. оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.

Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

Функции государственного бюджета :

· Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

· Легально контролирует действия правительства

· Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

· Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели.

Доходы государственного бюджета - завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета - исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).


Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета.

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.

Источники финансирования бюджетного дефицита

Внутренее финансирование:

· выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

· бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

· использование средств центрального банка

· Внешнее финансирование:

· продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

· кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

· кредиты иностранных правительств

Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

Требования к бюджету:

· Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.

· Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.

· В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

2. Порядок разработки и принятия государственного бюджета

Составление бюджета – определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Рассмотрение бюджета состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

В первом чтении:

Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;