Журнал юриста

Виды и средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя Словарь театрализованная деятельность

Бухолова Валентина Саввична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад им. А.Я.Овчинниковой
Населённый пункт: село Чаппанда Нюрбинского района Республики Саха(Я)
Наименование материала: публикация
Тема: "Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр"
Дата публикации: 26.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Бухолова Валентина Саввична

воспитатель МБДОУ детского сада им. А.Я.Овчинниковой с.Чаппанда

Нюрбинского района Республики Саха(Якутия)

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста

посредством театрализованных игр

Аннотация: в данной статье раскрывается тема развития словаря детей

старшего дошкольного возраста через театрализованные игры, основаны на

пробуждение желаний вступать в контакт: научиться общаться, поддерживать

процессе

достижения

Делается

театрализованная игра является средством развития словаря детей.

Ключевые слова: ФГОС ДО коммуникативные навыки детей,развитие

театрализованные,

организация

коммуникативные

способности дошкольников, руководство театрализованной игрой.

Актуальность

исследования.

Дошкольное

образовательное

учреждение

ответственное

образования.

Овладение

является

приобретений ребенка в дошкольном детстве. Из-за сензитивности возраста к

усвоению речи процесс речевого развития рассматривается в дошкольном

образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В общей системе

обогащение

закрепление

активизация занимают очень большое место. Ведь словарная работа в детском

планомерное

расширение

активного

незнакомых или трудных для них слов.Её важность связана с тем, что судить

о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его

речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет

исключительное значение. С развитием словаря связано формирование как

личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому

определение

направлений

развития

относится

к числу важнейших педагогических задач. Эта проблема является одной из

актуальных.

Известно,

развитие

дошкольников

одновременно

ознакомлением

окружающей

действительностью,

воспитанием

правильного отношения к окружающему. Вычленяя обогащение, закрепление

и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, М.М. Конина

писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения

детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них

словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей». Слово -

основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно

без расширения словарного запаса ребенка старшего дошкольного возраста.

В детском саду старшие дошкольники, усваивая родной язык, овладевают

важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его

понимание

активизация

развивается

постепенно.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, развитие словарного

запаса и умение с его помощью доводить свои мысли до других людей, вот

важнейшая задача для воспитателей детей старшего дошкольного возраста.

Чем больше словарный запас ребенка, тем выше его возможности при умении

пользоваться.

познавательное

развитие,

развитие

понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих

усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания

представления.

эффективных

активизации

дошкольников

служит театрализованная

способствует общему развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву

для успешной деятельности в реальной жизни.

помогает повышению уровня сформированности речевых навыков, усвоению

речевых норм и правил, развитию и обогащению связной речи, активизирует

с л о в а р ь

п о п о л н я е т

р а с ш и р я е т

з н а н и я

об окружающих их предметах и явлениях.

Объект

исследования: процесс

развития

старшего

дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие словаря детей старшего дошкольного

возраста посредством театрализованных игр.

Цель исследования: выявлениеэффективности театрализованных игр в

активизации

словарного

старшего

дошкольного

возраста

Гипотеза

исследования. Развитие

старшего

дошкольного

возраста

посредством театрализованных

осуществляться

эффективно, если:

организовать

Маленькая

коммуникативно-деятельностного подхода, реализации принципов речевого

действия, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

Разработать картотеку театрализованных игр;

Систематически проводить театрализованные игры на природе.

Задачи исследования:

Проанализировать

психолого-педагогическую

литературу

проблеме исследования.

2. Изучать уровень развития

словаря у детей старшего дошкольного

возраста.

Обосновать

экспериментально

проверить

комплекс

театрализованных

развитию

старшего

дошкольного

возраста.

Теоретико–методологической

основой исследования являются труды

Выготского, А.В.

Запорожца, А.А.

Люблинской,

Смирновой,

Урунтаевой,

Эльконина;

педагогической направленности процесса развития речи детей дошкольного

возраста М.Н. Алексеевой, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Т.Н. Гризик, Ф.А.

А.Н.Гвоздев

подчеркнуть

Республики Саха (Якутия) И.И.Каратаева, Т.В.Старостину, П.В.Неустроеву,

Л.С.Ядрихинскую, М.Н.Саввину, М.П.Андросову, Ю.Н.Трофимову.

М е тод ы

и с с л е д ов а н и я: теоретический

психолого–

педагогической

методической

литературы

исследования,

педагогический эксперимент, тестирование, изучение педагогического опыта

ДОО, обработка результатов.

Новизна

исследования связана

разработкой

развитию

старшего

дошкольного

возраста

посредством

театрализованных игр.

Практическая

значимость

исследования:

разработанные

эффективные

методы развития словаря детей дошкольного возраста могут

быть использованы педагогами, психологами ДОО и родителями в работе

по данной проблеме.

Экспериментальная

база

исследования:

Овчинниковой с. Чаппанда Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия).

Методологической основой методики развития речи является положение

материалистической

философии

продукте

общественно

исторического развития как важнейшем средстве общения и социального

взаимодействия

мышлением.

опирается

мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения

языковой

обоснования

методики

лексической работы требуются знания о физиологической и психологической

особенностях

количественного

качественного

развития

смысловой

детского

лексикона.

предлагаются

фрагменты

Кольцовой,

изучавшей

формирования обобщений и А.Р. Лурии, анализировавшего развитие значений

слов в онтогенезе, а также работы ряда ученых – методистов, которые по

материалам

педагогических

исследований

характеристику

особенностей усвоения детьми разных тематических групп и пластов лексики.

Обогащение

жизненного

усложнение

деятельности

расширение

окружающими

приводит

постепенному

количественному росту словаря. В литературе приводятся некоторые данные в

отношении объема словаря детей.

развития

дошкольников

эффективно

применение театрализованных игр.

Театрализованная

представляет

многоплановое,

многофункциональное

педагогическое

является

средством

всестороннего

воспитания

личности

обучения,

и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью детей. Это –

самый распространенный вид детского речевого творчества.

Театрализованная игра как средство развития словаря детей старшего

дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

Активизирует словарь

Формирует навыки точного выбора слова при формулировании мысли

и правильного его употребления;

Вводит детей в жизненные ситуации;

Учит их действовать по правилам, развивает коммуникативные навыки;

Закрепляет речевые умения.

структура театрализованной

содержит

следующие

компоненты:

мотивационный

потребности,

интересы,

определяющие

желания детей принимать участие в игре;

Ориентировочный - выбор средств игровой деятельности;

исполнительный

действия,

операции,

позволяющие

реализовать

поставленную игровую цель;

контрольно-оценочный

коррекция

стимулирование

активности

игровой деятельности.

В театрализованных играх перед детьми ставятся те или иные задачи,

решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия,

осмыслить

последовательность

действий,

преодолеть

трудности. Они содействуют развитию у детей активного словаря, умений

беседовать на различные темы, общаться в паре, использовать мимику и

формированию

представлений,

усвоению

возможность

разнообразным

экономным

рациональным

способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их

развивающая роль.

Структурным

элементом театрализованной

является

осуществляемая

деятельности.

коммуникативная

отражают

взаимосвязь

обучения

постановки

занятиях

осуществляется

определяет

действия,

становится

возбуждает

потребность

решить ее, активизирует игровые действия. Наличие коммуникативной задачи

подчеркивает обучающий характер такой игры, направленность обучающего

возраста.

Театрализованная игра в ДОО – это творческая деятельность, которая

служит важнейшим средством развития у детей эмпатии, т.е. способности

распознавать

эмоциональное

состояние

человека

интонации,

различных

ситуациях,

находить адекватные способы содействия.

Театрализованная

действия

заданной

художественным

произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.

е. она может носить репродуктивный характер.

Театрализованная

сюжетной

Сюжетно-ролевая

театрализованная

структуру:

проявляется

передаёт

в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё

поведение

по-своему

использует

предметы

заменитель

Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том,

сюжетно-ролевой

отражают

жизненные

театрализованной

литературных

произведений.

сюжетно-ролевой

конечного

продукта,

результата

а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль,

инсценировка.

В работе с дошкольниками важно, чтобы новое слово вошло в активный

словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено

воспроизведено

воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии

участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще

мускульно-двигательный

кинестетический

анализаторы.

должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли

употреблять их в нужных случаях.

Особенностью

активного

дошкольников

является

значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как

объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему

взрослого

человека. Следует

обращать

внимание

уточнение

значения слов на основе противопоставления антонимов и

сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков

значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной

речи, в речевой практике.

Эти особенности позволяют определить задачи работы по развитию

словаря старших дошкольников.

Обеспечить

количественное

накопление

необходимых

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов.

Решение этой задачи предполагает:

овладение

значением

соотнесения

к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

освоение

обобщающего

значения

выделения

существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация лексикона, т.е. не только знание слов, но и введение

их в практику общения.

Особенности

активного

дошкольников

словарной работы определяют принципы, на которых строится программа

и методика словарной работы.

Прежде всего, используется опора при активизации словаря старших

дошкольников

активное

действенное

познание

окружающей

действительности.

В структуре программы детского сада этот принцип реализуется таким

словарной

включено

посвященные

деятельности

деятельность).

Следующим принципом является связь содержания словарной работы

постепенно

развивающимися

возможностями

познания

ребенком

окружающего

словарной

усложняется при переходе от одной возрастной группы к другой.

Усложнение

программы

словарной

проследить в трех следующих направлениях.

1. Расширение лексикона ребенка на основе ознакомления с постепенно

увеличивающимся кругом предметов и явлений.

Введение

обозначающих

качества,

свойства,

отношения,

на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Введение

обозначающих

элементарные

различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти направления словарной работы имеют место во всех возрастных

прослеживаются

ознакомлении

объектами

явлениями

предметами

материальной

культуры,

явлениями общественной жизни и т.д.

дошкольном

возрасте

продолжают

формировать

характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение

занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так,

дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла

цветного

пластмассы,

закрепляют

и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова.

Активизация словаря старших дошкольников заключается в том, что

детей учат различать, называть и использовать части предметов (части тела у

животных, человека; части у предметов обихода: рукава и карман у платья,

крышка у чайника и т.п.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета,

некоторые

вкусовые

качества;

некоторые

физические

качества

(холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется).

Активный

старшего

дошкольника

пополняется

названиями

предметов,

которыми

сталкиваются

действуют

затрудняются

допускают

назывании

предметов

игрушек),

транспортных

средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, не дифференцированностью

восприятия

представлений

существенное

значение

возрастном

приобретают

ознакомление

с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний

предметах.

дошкольников

знакомят

названиями

предметов,

с их назначением, особенностями строения; учат различать материалы (глина,

древесина),

вычленять

качества

свойства

твердый);

определять

соответствие,

которого

его назначению. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить

и назвать его размер, цвет; воспитывает умение ориентироваться во времени и

пространстве, умение использовать соответствующий словарь.

В круг задач развития словаря старших дошкольников входит также

такая задача: учить детей различать сходные предметы по существенным

признакам отличия и точно обозначать их словом. Под руководством педагога

дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку –

по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия

обозначающие

(игрушки,

продукты,

Группировка

предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще не

доступна. Одним из важных методов, которые используется для закрепления и

активизации словаря являются театрализованные игры.

Особенность театрализованной игры – литературная или фольклорная

зрителей. В

театрализованные

вовлекаются

личности

дошкольников:

двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе этой игры активно

работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые

проявления. Постепенно коммуникативные действия сокращаются, и ребенок

начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Игровое общение

способствует

переходит

мышлению

и представлениях. В таком игровом общении формируется характер старшего

дошкольника,

появляются

эффективные

в общении со сверстниками.

Формирование

смысловых

отношений,

составляющих

во внутренней речи и обеспечивается не только словами и фразами, а также

единицами универсального предметно-изобразительного кода (масками).

дошкольников

выделяется

игра-драматизация.

драматизация – это разновидность театрализованных игр. Игра-драматизация

является эффективным

средством

развития

навыков монологической речи,

в ней старшие дошкольники усваивают нормы и правила общения, учатся

полноценно

сотрудничать

партнером,

помогать

содействовать

находясь с ним на равноправных, содержательно сопряженных позициях.

признаком,

отличающим

большинство

является

сознательный

характер.

играющим

ставится

выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя

определенных

способов

достижения,

позволяют

играющим

выбирать

находить

сообразно

возможностям

зависимости

постоянно

меняющейся

ситуации. Воспитателям важно творчески подходить к проведению игр детей

и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания.

Развитие

лексических

представлений

дошкольников

направлено на подведение детей к пониманию значения слов, обогащение их

по активизации в словаре детей названий предметов, их качеств, свойств,

действий (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

расширение,

углубление

обобщение

предметном

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний, соответствующий

словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение

со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле-

и радиопередач и т.п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики,

в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в

дошкольного

достаточно

и выразительной.

Эффективным

средством

развития

дошкольников

является театрализованная

Многие театрализованные игры не имеют

сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих

черпается

представлений

окружающем

задачами

речевого

развития.

вводится

художественный образ, например, загадки загадывает сказочный персонаж.

применение театрализованной

принципах

развития

дошкольников

предоставляет

педагогам

широчайшие

возможности

совершенствования

деятельности. Театрализованная игра как материал для речевого общения

позволяет

постановку

самостоятельное

разрешение

ребенком

развития

дошкольников

активизируется

лексический

развивается

познавательный интерес. В условиях театрализованных игр дети совместно

с педагогом закрепляют сознательное употребление слов в речи.

Таким образом театрализованные игры позволяют не только обогатить

старшего

дошкольника

количеством

отобранных,

соответствующим

организованных

активизировать словарь, формировать словообразовательные знания и умения,

повышать качество рассказывания, перессказывания. Развитие словаря у детей

является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает

пронизывает

отношения,

является

развивающейся личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному

языку дошкольников – М.: Академия, 2008. - 400с

Алексеева

развитие

дошкольников.

Академия, 2009. - 106с.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития

речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2007. - 560с.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1988. -

Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1994. –

Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и

обучения в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 1983. - 32с.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Речь, 2007. -322с.

Ольга Абузярова
Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста»

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада : от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Участвуя в театрализованных играх , дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Особенность театрализованных игр состоит в том , что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка , звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем , который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей , вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи , умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Для того, чтобы оказывала благоприятное воздействие на развитие детей , а в частности, формировании словаря нужно , чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Поэтому необходимо использовать разнообразные приемы :

Выбор детьми роли по желанию;

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей ;

Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

Проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо :

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей ;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними.

В заключение различными способами вызывать у детей радость .

Также большое значение на активизацию словаря , развитию воображения, обогащения речи детей отводится сказке и кукольному театру . Именно их дети лучше запоминают, любят слушать и смотреть. Сказка должна рассказываться детям ежедневно не только в детском саду, но и дома. Дети должны выступать в ней не только слушателями, но и рассказчиками.

Вот наши советы :

Предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его;

Предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес

для разноконтрастных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки;

Предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей – старого

медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка.

Таким образом, можно сделать следующие выводы : театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке.

В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Формирование речевой активности , диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр .

Публикации по теме:

В мою группу ходят малыши в возрасте от 2 до 3 лет. Некоторые дети еще плохо говорят,поэтому одной из основных задач нашей работы с малышами.

дидактическая игра-активный вид учебной деятельности, игра направленная на обучение и развитие детей. конкретные сведения об окружающем мире.

«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Активизация словаря.

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых.

Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора Доклад «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм». Актуальность. Основная цель.

Театрализованная деятельность как способ формирования социальных навыков дошкольников ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ Здравствуйте Уважаемые коллеги! 1-2 слайд «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей,.

Артемьева И. В.

методист МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г. о. Самара

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим нормам и ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – это и важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии каждого человека. Нам, взрослым, надо понять: чтение для дошкольника – самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнавать мир и человека. Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.

Чтение художественной литературы – одна из форм совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми. Эта деятельность не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно или перейти в их свободную деятельность, так как они не умеют свободно читать и зависят от взрослого.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать круг детского чтения, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребёнком о прочитанном, быть искренним в выражении своих чувств.

Особым потенциалом для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы обладает театрализованная деятельность. Она поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

На основе работ Антипиной Е. А. и Чуриловой Э. Г. можно выделить несколько этапов по приобщению дошкольников к театрализованной деятельности.

Первый этап работы связан с выбором произведения художественной литературы. Далее педагог читает произведение детям и проводит беседу по его содержанию, обращая внимание на мелкие детали.

Второй этап включает: деление пьесы на эпизоды, обсуждение кандидатур на роли персонажей произведения, пересказ по ролям.

На третьем этапе ведётся работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, затем привлекаются все остальные. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев.

На четвёртом этапе детей знакомят с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать во время театрализации. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку. Затем они двигаются, превращаясь вкакой-либо персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Пятый этап предполагает постепенный переход к тексту произведения. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. На этом этапе уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Шестой этап связан с работой над ролью. Ребёнок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Ни в коем случае нельзя навязывать дошкольникам логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Лучше подсказать, помочь ребёнку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев произведения. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнёрами, умения слышать и слушать друг друга и, соответственно, менять своё поведение. Работая над выразительностью и чёткостью речи, надо выявлять речевые характеристики героев произведения. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем.

На седьмом этапе проводится репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции.

Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идёт с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.

Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. На следующий день после показа спектакля проводится беседа. Педагог совместно с детьми старается указать на основные промахи и недостатки в спектакле. Но, в то же время, педагог старается похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Заключительный этап – повторные показы спектакля. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребёнка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям (Э. Г. Чурилова).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным творчеством. Постоянное общение с книгой активно развивает читательский интерес, а также творческие способности и наклонности, которые успешно под руководством и с помощью педагога реализуются в ролевых играх, по сюжетам литературных произведений, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов.

Мы должны понимать, что заботясь о воспитании читательского интереса, мы заботимся об интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале нашей страны, о её культурном, творческом развитии, экономическом и политическом благополучии, национальной безопасности.

Список литературы

1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. – № 4. – С. 24 – 26.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – Москва, 2003.

3. Балакирева, Т.Эмоции и дети // Дошкольное воспитание, 2005. – № 1. – С. 65 – 68.

4. Горшкова, Е. В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. – Москва: Дрофа, 2007. – 79 с.

5. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок. – Москва: ACT Астрель, 2005. – 294 с.

6. Клименкова, О.Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2002. – № 4. – С. 7 – 19.

7. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

8. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород:НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

9. Петрова, Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2001. – № 4. – С. 32 – 39.

10. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – Москва: АРКТИ, 2004.

11. Чистякова, М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

12. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – Москва:Владос, 2001.

1. Эти идеи и послужили толчком к использованию театрализованных игр для развития речи детей. В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. В процессе театрализованной деятельности с детьми я стараюсь уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Детей подвожу к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, можно показать по-разному. В театрализованных играх я поощряю желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста. Так, на занятиях по художественной литературе дети с удовольствием участвуют в драматизации таких сказок как «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие. Разыгрывают сказки с театральными куклами. Это позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество. Также предлагаю сочинять небольшие сказки, песенки. Большинство детей довольно легко справляются с заданием. Постепенно в действие ввожу шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), которые придают сочиненной ребенком песенке новое звучание, создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.Во время занятия я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы. Так, на занятиях по грамоте с помощью театрализованных игр учу детей правильному произношению звуков.Итак, с уверенностью могу сказать, что применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. А также способствуют развитию речи, памяти, мышление, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал.

2. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети стали принимать в них участие.

3. Анализируя свою работу, могу сказать, что театрально-игровая деятельность обогатила детей новыми впечатлениями, знаниями, развила интерес к литературе, а также активизировала словарь, совершенствовалась связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность. А самое главное, благодаря именно театрализованным играм, дети стали более раскрепощенными.

развитие речь дошкольный театрализированный

«Театрализованная деятельность дошкольников» - достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления.

В конце XVIII - начале XIX веков, под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А профессиональные (постоянные) театры для детей организуются в нашей стране с 1918г. открывается первый стационарный детский театр Моссовета, возглавляемый Н.И. Сац, где первоначально показывают лишь кукольные и балетные представления.

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр начинает входить в жизнь детских садов. Дети сами в образе действующего лица начинают исполнять взятую на себя роль.

В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр) как для показа детям, так и для самостоятельного разыгрывания детьми.

В педагогическую науку и практику вводятся новые понятия «театрально-игровая деятельность» и «театрализованная игра». Они получают следующие определения: «театрально_игровая деятельность дошкольников» - это «понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры_драматизации», а «театрализованные игры» - это «игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные представления и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы».

«Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Замена термина «театрально - игровая деятельность дошкольников» обусловлена дальнейшим развитием психолого-педагогической науки, сменой парадигмы современного образования.

Работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий. . Под театрализованными играми ученые понимают игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра было разработано Т.Н. и Ю.Г. Караманенко . Благодаря выходу этого пособия, а затем - работы Г.В. Генова , арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. Е.Л. Трусовой было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности .

Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:

  • 1. роль (определяющий компонент)
  • 2. игровые действия
  • 3. игровое употребление предметов
  • 4. реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.).

В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

  • 1. игры-драматизации и
  • 2. режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности - интонацию, мимику, пантомиму. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Это и стихи, и проза, и песенки. Поэтому воспитатель должен отбирать из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью.

Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность воспитателю успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие речи.

Видами драматизации являются:

  • 1. Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • 2. Ролевые диалоги на основе текста;
  • 3. Инсценировки произведений;
  • 4. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • 5. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Игра-драматизация? деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.

К разновидностям игр-драматизаций можно отнести:

  • 1. Игры - драматизации с пальчиками;
  • 2. Игры - драматизации с куклами би-ба-бо;
  • 3. Импровизация. (Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра.)

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду (Приложение Ц):

  • 1. Настольный;
  • 2. плоскостной и объемный;
  • 3. кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток и т.д.);
  • 4. катушечный;
  • 5. ложковый;
  • 6. баночный;
  • 7. кулачковый и т.д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой, однако подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме.

Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры - драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками. (Рисунок 1.1. Классификация театрализованных игр Н.А. Реуцкой). }