Журнал юриста

Возрастная педагогика и психология склярова. Т

  1. + - Кризис середины жизни. Зрелость. Старость[недоступно]

    Полностью сформированный, зрелый человек, зачастую уже имеющий семью и профессию, успевший что-то сделать в своей жизни, вдруг обнаруживает в себе сомнение: «Кто я?», «Так ли я живу?», «Каково моё действительное предназначение в жизни?». Исследователи утверждают, что кризис взрослости вызревает незаметно, а протекает длительно. Называются несколько причин кризиса, причём иерархия причин у различных авторов разная. В целом заметны три основные тенденции в объяснении причин кризиса. Первая тенденция объясняет причину кризисных явлений в убывании физических сил у человека во второй половине тридцатых годов. На фоне всё ещё крепкого здоровья у ведущего напряжённую жизнь человека вдруг проявляются первые признаки того, что он не всесилен, что организм имеет свой «запас прочности», появляются первые признаки физической усталости и недомогания. Так, Г. Шихи пишет: «Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей - любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами - это время опасностей и больших возможностей».

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44145.php

  2. + - Основные положения православной антропологии в курсе психологии развития[недоступно]

    В основе православной антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Божий человеку дан изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества. На учении об образе Божием в человеке построена вся педагогика Православия. Как сказал выдающийся православный мыслитель, богослов и педагог протоиерей Василий Зеньковский, - «это безграничная вера в человека, это чувство, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке, это твердое исповедание того, что никому никогда не растратить того сокровища, какое заключил Господь в душу нашу». И если образ Божий дан человеческой личности, то богоподобие задано, достижение его является основным смыслом жизни православно верующего человека. Свобода нравственного самоопределения человека является важнейшим условием устремленности человека к Богу, достижению того идеала, которое было изначально заложено в человеке, - богоподобия. Благодаря дарованной Богом свободе человек не подчинен закону необходимости окончательно.

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/42685.php

  3. + - Теории психического развития[недоступно]

    Основные теории психического развития получили своё оформление в психологии ХХ века, что напрямую связано с методологическим кризисом психологии в начале того столетия. Поиск объективных методов исследования обнажил проблему конечной цели психологических исследований. Научные дискуссии выявили разницу в понимании психического развития, а также закономерностей и условий его протекания. Различие подходов породило построение разных концепций о роли биологического и социального факторов, о значении наследственности и среды в развитии личности. Вместе с тем, становление различных научных школ в психологии развития способствовало дальнейшему накоплению и систематизации эмпирических данных о развитии человека в разные периоды жизни. Построение теорий психического развития позволяло объяснять особенности поведения, выявлять механизмы формирования тех или иных психических качеств личности. В западной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии.

«Возрастная педагогика и психология»: Издательский дом «Покров»; Москва; 2004


Возрастная педагогика и психология

Введение. Цели и задачи

Предлагаемое пособие основано на материалах лекций, прочитанных студентам педагогического факультета Православного Свято - Тихоновского Богословского института одним из авторов этой книги - Татьяной Владимировной Скляровой, зав. кафедрой социальной педагогики, и практической и теоретической деятельности другого педагога - Ольги Леонидовны Янушкявичене, автора известных трудов по педагогике 1 . Данный курс является интегрированным, так как включает в себя основы нескольких программ психолого - педагогической направленности и построен на базисных курсах христианской антропологии, возрастной педагогики, возрастной психологии, православной педагогики, психологии развития личности, геронтологии.

Осмыслять материал, изложенный в пособии, авторам помогали также собственные дети. В пособии приведен ряд реальных наблюдений над их жизнью. Имена юных героев: Сема, Саша, Аня, Антон, Лена.

Особенностью данного курса является рассмотрение с психолого - педагогических позиций всех возрастных этапов в жизни человеческой личности - от зачатия до старости и смерти. Это обстоятельство продиктовано современными требованиями к подготовке специалистов в разных областях человеческих отношений - священников, педагогов, психологов, социальных работников. В педагогических и социальных службах должны работать профессионалы, знакомые с особенностями протекания каждого возрастного этапа в жизни человека, тем более такие знания нужны будущим священникам. Традиционное в педагогике рассмотрение развития личности только до ее юношеского периода не отвечает задаваемым жизнью требованиям. Каждый возрастной этап в жизни человека, включая старость и переход к смерти, обладает собственной психолого - педагогической характеристикой.

Духовные особенности развития личности, их характеристика и оценка специально здесь не рассматриваются, так как авторы исходят из утверждения святителя Феофана Затворника о том, что «жизнь христианская не есть жизнь естественная» (34, 14) 2 , поэтому приводимое в пособии рассмотрение возрастных характеристик является описанием «жизни естественной», в которой всегда есть возможность «положить начало жизни по духу» (там же). Однако, опираясь на основные положения христианской антропологии, используя опыт православных педагогов, собственный педагогический и материнский опыт, авторы сформулировали педагогические задачи и методы духовного воспитания, наиболее адекватные для каждого возраста.

Основная цель предлагаемого курса - описание возрастных особенностей развития личности, учитывающее основные положения православной антропологии и современной психологии развития личности.

Задачи курса:

описать психологические характеристики личности для каждого возрастного этапа;

сформулировать педагогические задачи, обусловленные психологическими особенностями возраста;

предложить наиболее адекватные приведенным психолого - педагогическим характеристикам методы духовного воспитания, исходя из основных положений христианской антропологии.

I. Духовно - нравственная характеристика процессов становления личности

Ключевые положения православной антропологии, используемые в пособии

Основные, ключевые, положения православной антропологии, на которые опираются авторы в данной работе, это: 1) присутствие образа Божия в человеке , заданное ему богоподобие; 2) свобода нравственного самоопределения человека; 3) поврежденность человеческого естества первородным грехом и подверженность человека воздействию демонических сил; 4) представление о спасении как о результате действия Божией благодати и свободного человеческого произволения.

В основе православной антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Божий человеку дан изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества. На учении об образе Божием в человеке построена вся педагогика Православия. Как сказал выдающийся православный мыслитель, богослов и педагог протоиерей Василий Зеньковский, - «это безграничная вера в человека, это чувство, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке, это твердое исповедание того, что никому никогда не растратить того сокровища, какое заключил Господь в душу нашу» (22, 42). И если образ Божий дан человеческой личности, то богоподобие задано, достижение его является основным смыслом жизни православно верующего человека.

Свобода нравственного самоопределения человека является важнейшим условием устремленности человека к Богу, достижению того идеала, которое было изначально заложено в человеке, - богоподобия. Благодаря дарованной Богом свободе человек не подчинен закону необходимости окончательно. Как пишет в своем труде преподаватель Московской Православной Духовной Академии архимандрит Платон (Игумнов), «он - виновник своего становления, так как обладает свободой, в его власти изменять и направлять процесс своего формирования и развития. Он сам является причиной своего состояния. Пользуясь даром свободы, человек сообщает смысл процессу своего становления, предпочитая тот или иной закон существования…» (1, 106). Однако «свобода - это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом» (там же).

Учение о первородном грехе не является в православной антропологии основным в понимании человеческой сущности, но оно помогает понять человека в его реальной земной жизни, в его судьбе. Cлово «грех» (amartia) в переводе с греческого означает промах. Профессор В.В. Зеньковский в своем труде «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» пишет, что «греховность, конечно, проникла во весь состав человека, во все его функции, отчего создалась в человеке, в его глубине, коренная двойственность, добро в человеке так неисследимо сплелось со злом…» (22, 40). Грех (как отклонение, заблуждение, падение) мешает человеку исполнить истинную цель его жизни. Процесс преодоления греха и исключения его из личной жизни кладет начало спасению.

При каких условиях возможно спасение человека? Какова роль человеческой свободы в устроении спасения? На эти вопросы православное догматическое богословие отвечает следующим образом: спасение возможно при условии направленности человеческой воли к Богу и свободном открытии сердца к принятию благодати (41, 200). «Господь говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Об этом говорит преподобный Макарий Египетский („Духовные беседы“): „Воля человеческая есть как бы существенное условие: если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей“. Так же учит и святитель Иоанн Златоуст: „Благодать, хотя она и благодать, спасает пожелавших, а не тех, которые не хотят ее и отвращаются от нее, постоянно против нее воюют и противятся ей“; „Бог не принуждает никого; если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно не потому, что хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет“. Таким образом, благодать не является силой, действующей в человеке непреодолимо. Восточные отцы утверждают, что человек может свободно направлять свою волю вопреки благодати» (там же, 201).

Для того чтобы стяжать благодатное Божие присутствие, человек должен непрестанно прилагать собственные усилия. Православная антропология учит о синергии (содружественном действии в одном направлении) Божественной благодати и человеческих усилий. Необходимость духовного подвига для спасения есть непреложное условие любой человеческой жизни. Вместе с тем свободная человеческая деятельность обеспечивает необходимые, но отнюдь недостаточные для спасения условия. Именно присутствие Божией благодати необходимое (главное) условие в деле спасения.

Личность человека в сферах бытия

Понятие о личности. Курс не содержит определения понятия личности. Одним из основных положений при изучении нравственного богословия является признание того, что личность нельзя объяснить какими - либо внешними - внеличностными - элементами. «Личность не может быть объектом научного изучения в той же полноте и объеме, как предметы внешнего мира. Она всегда остается непостижимой в своей конечной глубинной сущности… Как образ Божий личность не нуждается ни в каком причинно - генетическом объяснении. Единственный способ объяснить личность в полной неделимости и неразрушимости ее бытийной структуры заключается в признании догматической истины о сотворенности ее Богом из ничего» (1, 17). Объектом же научного исследования может быть эмпирическое содержание жизни личности.

Научное рассмотрение жизни человека возможно в трех сферах его бытия - сфере природного его существования, сфере социально - культурной жизни и религиозной церковной жизни (1, 19). Областью исследования психолого - педагогических дисциплин являются процессы, происходящие в интеллектуальной, эмоциональной, духовной сферах личности человека, его поведении и взаимоотношениях с окружающей действительностью. Эти процессы характеризуются следующими определениями.

Развитие личности. Процесс, присущий внутренней структуре личности, описывающий происходящие в личности изменения. Развитие личности понимается как процесс проявления того, что в ней изначально присутствовало, было дано, и появления нового, того, чего в ней не было прежде.

Воспитание - взращивание человека, учитывающее все три сферы бытия его личности. Определяемое как вос - помоществование в питании всех составляющих сторон личности, воспитание предполагает воздействие на телесную, душевную и духовную сферу бытия человека. Создание благоприятных условий для формирования личности под благодатным окормлением Церкви является одной из важнейших задач православного воспитания. Воспитание в православной антропологии понимается как содействие во спасении. Протоиерей Евгений Шестун: «Только в такой постановке воспитание обретает свой смысл как подготовка к жизни в , на земле» (35, 31).

Формирование личности. «Формирование - это то, что противостоит закону распада, что ведет к преодолению хаоса и к оформлению жизни в устойчивую и целостную структуру» (1, 20). Определяя формирование как процесс становления личности, оформления структуры ее бытия, мы исходим из того, что воздействие на личность (со стороны родителей, педагогов, социума и т. д.), в том числе и воспитание, является лишь частью, одним из факторов этого масштабного процесса. Осознавая формирование личности как ее телесное, душевное и духовное становление, православная антропология признает приоритет духовного начала как универсальной реальности человеческой жизни. Дух нематериален, поэтому неосязаем и невидим. Но именно дух является тем стержнем, тем системообразующим компонентом, который формирует человека как единое целое, как личность, созданную по образу и подобию Божию.

Различие подходов к рассмотрению формирования личности. В педагогической литературе принято рассматривать стихийное и целенаправленное формирование личности. И если о целенаправленном формировании написано и сказано много, то стихийное формирование зачастую отождествляют с процессом социализации. Однако это не так. Процесс социализации имеет свою теорию (см. далее). Прояснение сути формирования необходимо для правильной постановки педагогических целей и задач.

Любая воспитательная концепция основывается на некотором комплексе антропологических представлений. Антропология отвечает на вопросы: что есть человек? какова его физическая, психическая, нравственная сущность? каково его место в мире и высшее бытийственное предназначение?

Господствовавшая долгое время в нашей стране материалистическая идеология обусловила развитие антропологических представлений о том, что бытие человека всецело определяется биологическими и социальными факторами. Это позволяло считать, что процесс формирования человека может быть полностью прогнозируем и подконтролен. Термин «формирование» стал все чаще употребляться в значении процесса целенаправленного воздействия на личность со стороны. В психологии родились идеи формирования качеств психической деятельности человека - его мышления, памяти, воображения, восприятия. Была создана теория поэтапного формирования мыслительной деятельности. В педагогике оформлялись методы формирования интеллектуальных, эстетических, морально - нравственных, патриотических и других качеств личности воспитанника. Распад советской идеологии повлек за собой и отказ государства на монополию в воспитании своих граждан. Воспитание как единая система распалась и превратилось в поле для экспериментов и различных «новаций».

Демократические преобразования в обществе привели к тому, что наиболее распространенной в настоящее время является воспитательная концепция, основанная на философии гуманизма. Отказ от иерархии в воспитательном процессе, свойственный педагогике гуманизма, обусловил развитие «педагогики сотрудничества» с ее принципом равноправия воспитателя и воспитуемого и основной задачей - самоактуализация личности.

Самоактуализация личности воспитанника как воплощение потенциальных его возможностей и способностей является основной проблемой в воспитательной концепции гуманизма. Имплицитно подразумевается, что в человеке все положительно. Гуманистическая психология и педагогика признают изначальную гармоничность человеческого существа, а также принимают множественность и равноправие ценностных ориентаций (так называемый плюрализм мнений). Воспитатель и воспитанник могут иметь различные нравственные установки, но это не помешает их сотрудничеству. Функция воспитателя сводится к роли помощника (стимулятора, усилителя), содействующего раскрытию и реализации мотивов, потребностей и интересов группы и каждого ее члена (32, 114). В этой связи и становится основополагающим принцип толерантного отношения к воспитаннику 3 .

Несомненно, педагогика сотрудничества более человечная в сравнении с «педагогикой формирования», зачастую ее так и называют - «педагогикой ненасилия». Положительным аспектом такого педагогического подхода является помощь воспитаннику в раскрытии его дарований, учет индивидуальных особенностей и наклонностей; воспитанники не подвергаются формирующему воздействию воспитателя ради «отвлеченных педагогических идей». Педагогика ненасилия сохраняет некоторую целостность личности, помогая стихийному оформлению структуры ее бытия.

Спасение личности как конечная цель воспитания. Православная педагогика признает неповторимость каждого человека и неисповедимость путей Господних, но это не означает, что ей не известны окончательные цели воспитания. Не посягая на божественную свободу человека и благоговея перед тайной его предназначения, православный педагог тем не менее прилагает усилия для того, чтобы в формировании личности воспитанника возобладали духовно здоровые тенденции. Исповедуя иерархический, а не гармонический подход к воспитанию, православная педагогика полагает, что человеку надлежит не «развиться» и «реализоваться», а спастись. И в силу этого в Православии неимоверно возрастает роль воспитателя и педагога, его активность и ответственность за последствия тех воздействий, с которыми он обращается к своим воспитанникам.

Трудно не согласиться с тем, что «идея духовной помощи соблазнительна как никакая, особенно когда выражается высокими словами» (2, 184). Очень легко в благородном порыве представить себя этаким строителем, каменщиком человеческих душ, формирующим будущих обитателей Царствия Небесного (аналогично тому, как когда - то формировали строителей коммунизма). Но в таком подходе проявится насилие, и, как любое насилие, это может образовать в дальнейшем непоправимые последствия. В онтологической глубине каждого человека живет тайна свободы, и никогда другой человек не может быть объектом насильственного воздействия, какие бы высокие цели при этом ни ставились. Сам Господь не ограничил свободу человека даже тогда, когда ученик Его, Иуда, сделал свой выбор: Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин. 13, 27). Свобода человека неизмеримо велика и высока, но и страшна - это величайшая ответственность человека перед Богом. Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается (Лк. 22, 22).

Светская педагогика и психология стараются помочь человеку, обходя проблему добра и зла. Этого не могут позволить себе православные педагоги и психологи, знающие о глубинной духовной жизни человека. Рассуждая о принципах помощи другому человеку, психолог Г.С. Абрамова пишет: «Духовная помощь отличается от помощи психологической, как сущность человека отличается от проявлений его „я“. Духовная помощь может быть понята как помощь в обретении человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу. Насколько она возможна под влиянием другого человека?.. Сколько бы психологических теорий ни было на свете, они не могут пройти мимо факта духовной работы человека. Чем она может быть вызвана? Какова в ней роль другого человека?» (2, 184–185).

На поставленные вопросы нельзя ответить однозначно, а потому, обращаясь к ребенку, о них всегда нужно помнить, чтобы не перешагнуть границы дозволенного, чтобы всегда помнить о требовании Гиппократа - не навреди.

Однако где же границы, так сказать, дозволенного для человека, где область делания? Это сам человек, его устремленность к высокому идеалу. У него есть только один путь - самосовершенствование, и только на этом пути будет меняться окружающий мир, а вместе с ним и окружающие его люди. В истории христианской святости существуют удивительнейшие свидетельства того, как личность одного человека, стремящегося к богоугодной жизни, меняла обстоятельства жизни и саму жизнь многих сотен людей. Близкие к нашему времени примеры жизни святой праведной Матроны Московской и преподобного Серафима Вырицкого помогут понять, как усилиями одного святого подвижника в атмосфере военных действий, отчаяния и горя созидались в душе мужественное спокойствие, мир и упование на Господа.

Во время Великой Отечественной войны в оккупированной немцами Вырице (вблизи осажденного блокадой Ленинграда) не прекращались богослужения в храме, где служил отец Серафим Вырицкий. К молитве батюшки присоединялись не только сами жители Вырицы - на службу в храм приходили солдаты немецкой армии. И в этом городке войны словно не стало. Так же, по воспоминаниям современников, помогала людям духовным советом и примером своего богоугодного жития подвижница Матронушка Московская.

Основной принцип православного воспитания. Недаром преподобный Серафим Саровский учил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Именно это, именно проблема спасения является целью православной педагогики. Конечно, реальные педагоги от святости далеки, но в педагогике существует принцип: воспитывать становление становлением. Живой поиск живого человека, того, кто пребывает рядом с тобой, которому ты не безразличен, который является твоим другом, который понимает тебя, может быть, лучше, чем ты сам, радуется всем твоим успехам и скорбит о твоих падениях, не может не воспитывать. Такое отношение к воспитуемому, безусловно, является подвигом, но если педагог не готов на такой подвиг, то лучше ему не браться за воспитание, а заняться чем - нибудь другим. Вспомним апостола Иакова, который призывал: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согрешаем (Иак. 3, 1–2).

В христианстве Бог личностен. В самой онтологической сущности Святой Троицы лежит понятие Ипостаси. И вот это личностное начало присуще каждому человеку как образу Божию. Поэтому основополагающий принцип православной педагогики - встреча личности с личностью. Если педагог увидит в каждом ребенке образ Божий и, сознавая свою немощь, обратится с молитвой за помощью к Богу, то любовь будет подсказывать ему, как поступить в каждой конкретной ситуации. Главное здесь помнить, что не ты (педагог, родитель) спасаешь ребенка, но от твоего отношения к нему зависит твое собственное спасение.

Социализация - это освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия с социумом. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации человека происходит при помощи многих факторов (необходимых условий для протекания этого процесса) (42). Это и микрофакторы - семья, религиозная община, общество сверстников, соседи и все те социальные группы, в которых человек пребывает непосредственно и которые влияют на него, и мезофакторы. К мезофакторам относятся так называемые «промежуточные» факторы, влияющие на человека опосредованно, - тип поселения, средства массовой коммуникации, этническая принадлежность. Теория социализации, учитывая влияние макро - и мегафакторов на процесс социализации человека, тем не менее отмечает, что возможны ситуации, когда воспитанный человек может быть не вполне социализирован, и наоборот, хорошо социализированные личности зачастую бывают невоспитанны.

Московский педагогический государственный университет, аспирантура 1995: выпускник

Церковное служение

ПСТГУ: декан факультета

Научные интересы

Религиозное воспитание, образование, социализация; профессиональная подготовка педагогов для конфессионально-ориентированных учебных заведений; преподавание психолого-педагогических дисциплин в духовных школах РПЦ.

    Монографии

  1. Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях. Монография. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 364 с. (20 п.л.)
  2. Склярова Т.В. Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях. Монография. М.: Изд-во «Краун», 2007. – 232 с. (12 п.л.)
  3. Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. Монография. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – 164с. (10 п.л.) Статьи в реферируемых журналах ВАК.
  4. Склярова Т.В. Аксиологические аспекты конфессионально- ориентированного высшего образования //Философия образования, №2(16), 2006. – С. 32-36. (0,5 п.л.)
  5. Склярова Т.В. Концепция социального воспитания в работах В.В.Зеньковского // Семья в России, №4, 2006. – С. 60-72. (0,5 п.л.)
  6. Склярова Т.В. Акмеологические аспекты дидактики высшей школы //Акмеология, №4, 2006. – С.128-132. (0,5 п.л.)
  7. Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация в социальной педагогике //Педагогика, №4, 2007. – С.39-45. (0,75 п.л.)
  8. Склярова Т.В. Сравнительный анализ опыта конфессионально- ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов в России и Германии //Сибирский педагогический журнал, №7, 2007. – С.221-231. (0,6 п.л.)
  9. Склярова Т.В. Содержание конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с детьми- сиротами // Вестник Костромского государственного университета им.Н.А.Некрасова. Серия гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика».- Кострома, Т.12, 2006. – С.113-119. (0,65 п.л.)
  10. Склярова Т.В. Социально-педагогическая поддержка семьи: опыт взаимодействия Русской православной церкви и государства //Акмеология, №1, 2007. – С.77-81. (0,5 п.л.)
  11. Склярова Т.В. Идеи социального воспитания в работах русских религиозных мыслителей //Знание. Понимание. Умение. №2, 2007. – С.144-150. (0,9 п.л.)
  12. Склярова Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета IV. Педагогика. Психология. 2009. Вып.4(15). С.7-17. (0,75 п.л.)
  13. Склярова Т.В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание и структура //Вестник Православного Свято-Тихоновского2 гуманитарного университета IV. Педагогика. Психология. 2010. Вып.2(17). С.15-25.(0,75 п.л.)
  14. Склярова Т.В. Введение изучения религиозных культур и этики [Текст] : вопросы и ответы / И. В. Метлик, Т. И. Петракова, Т. В. Склярова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - N 5. - С. 43-47. (0,45 п.л.) (30 % личного участия).
  15. Склярова Т.В., Метлик И.В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. - 2011. - №4. - С. 7-24.
  16. Склярова Т.В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. - 2012. - №4. - С. 7-13.
  17. Склярова Т.В. Критерии религиозности в психолого-педагогических исследованиях. // Сибирский педагогический журнал. – 2013. - №4. - С.15-18.
  18. Склярова Т.В. Cоциальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности. // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. - 2013. - №4. - С. 61-66.
  19. Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных вузах // Социальная педагогика в России. – 2012. - №2. – С. 66-67.
  20. Склярова Т.В. Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2014. - №4. – С. 4-8.
  21. Склярова Т.В., Гридина В.В. Разработка и реализация программ религиоведческой и теологической подготовки студентов – будущих специалистов по связям с общественностью и социальных педагогов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого- педагогические науки». – 2014. - № 2 (22). - с.177-184. (50 % личного участия) Учебные и методические пособия
  22. Склярова Т.В., Носкова Н.В. Возрастная психология для социальных педагогов. Уч. пособие для студентов педагогических специальностей /под общей ред. Скляровой Т.В. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – 336 с. (21 п.л.)
  23. Склярова Т.В. Возрастная психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. – 114 с. (9 п.л.)
  24. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие для студентов православных учебных заведений. М.: Изд-во «Покров», 2004. – 143 с. (10 п.л.) (50% личного участия)
  25. Склярова Т.В. Конспект лекций по возрастной педагогике и психологии, М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. – 64 с. (3 п.л.)
  26. Склярова Т.В., свящ.Николай Емельянов. Методические рекомендации по написанию итоговой квалификационной работы. М., ПСТГУ, 2008.3
  27. Склярова Т.В. Социальная педагогика для православных учебных заведений. Учебно-методическое пособие. М., ПСТГУ, 2015. – 48 с. Научные статьи, доклады, материалы.
  28. Склярова Т.В. Социальная педагогика и деятельность религиозных объединений.//Сб.«Проблемы педагогического образования», М.,1994. – С.33- 34. (0,1 п.л.)
  29. Склярова Т.В. Различение категорий «душевное» и «духовное» в педагогической антропологии К.Д.Ушинского // Сб. «Развитие и социализация ребёнка в различных культурно-образовательных средах», Орёл.1994. – С.51- 53. (0,2 п.л.)
  30. Склярова Т.В. Религиозно-педагогическая работа в русской эмиграции //Сборник докладов 2 Международных Рождественских образовательных чтений, М., 1995. – С.35-37. (0,2 п.л.)
  31. Склярова Т.В. Не такой как все, или очерк о становлении системы православного воспитания в России // Элитологические исследования, №3, Астрахань, 2000. – С.53-59. (0,5 п.л.)
  32. Склярова Т.В. Над пропастью в горах или использование методов экстремальной психологии в воспитании детей группы риска // Спорт в школе, №24, декабрь 2004. – С. 12-13. (0,25 п.л.)
  33. Склярова Т.В. Религиозный аспект педагогической деятельности в среде русской эмиграции первой половины ХХ века //Сборник научных работ «Вестник ПСТБИ», №1, 2003. – С.194-212. (1 п.л.)
  34. Склярова Т.В. Проблемы технологии проектирования образовательного процесса в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях //Межвузовский сборник научных трудов «Проектирование образовательных процесов». Шуя, 2003. – С. 92-95. (0,25 п.л.)
  35. Склярова Т.В. Религиозная составляющая общенациональной концепции воспитания //Сб.статей «Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодёжи»). М., 2004. С.37-39. (0,25 п.л.)
  36. Склярова Т.В. Духовно-нравственные аспекты психологии младшего школьника //Сб.статей по материалам научно-практической конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников», Ярославль, 2004. – С.23-29. (0,25 п.л.)
  37. Склярова Т.В. Воспитательная концепция в современном российском обществе: теория, история и перспективы //Образование, № 9, 2004. – С.18-25. (0,5 п.л.)
  38. Склярова Т.В. Современные аспекты социально-педагогической деятельности //ж. Образование, № 11, 2004. – С.30-37. (0,6 п.л.)4
  39. Склярова Т.В. Современные воспитательные парадигмы – цели и задачи //Сб.докладов Седьмых образовательных Богородично-Рождественских чтений. Обнинск, 2004. – С.120-124. (0,4 п.л.)
  40. Склярова Т.В. Современные воспитательные парадигмы в деле сохранения духовного здоровья нации //Сб.Вторые Авраамиевские чтения: Материалы научно-практической конференции.-Смоленск, 2004. – С.262-268. (0,5 п.л.)
  41. Склярова Т.В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» //Сб. Материалы Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. Материалы 2004, М., 2005. – С. 683-688. (0,5 п.л.)
  42. Sklyarova Tatiana. Orthodox Social Pedagogy in Russia //Christian education belongs… to the whole church. №14 / April 2004.P.10-14. (0,3 п.л.)
  43. Склярова Т.В. Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов в православных учебных заведениях //Сб.материалов Покровских педагогических чтений 2004-2005. СПб., 2004. С. 77-81. (0,25 п.л.)
  44. Склярова Т.В. История призрения детей в России //Сб. XV Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Том 2. Материалы 2005. – С.365-374. (0,5п.л.)
  45. Склярова Т.В. Ценности православной культуры в социальном образовании //Сб. научных докладов и материалов «Фестиваль Духовной культуры», М., 2005. – С.78-88. (0,5 п.л.)
  46. Склярова Т.В. Понятие воли в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки развития воли в ребёнке//Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», 4-1. М., 2005. – С.114-134. (1,5п.л.)
  47. Склярова Т.В. Цели воспитания - готовить ребёнка к жизни или помогать жить здесь и сейчас? //Проблемы освиты. Науч.-мет. сб. , 2 вып. Материалы конференции «Формування духовно-моральных цинностей та професийного становлення молоди в социокультурних умовах». Киев-Винница, 2005. – С.51- 60. (0,5 п.л.)
  48. Склярова Т.В. Принципы социального воспитания в конфессиональной педагогике //Сб.научных статей и материалов Всероссийской научно- практической конференции «Актуальные проблемы социального воспитания».Ульяновск, 2006. – С.67-71. (0,5 п.л.)
  49. Склярова Т.В. Специфика профессиональной подготовки социальных педагогов для работы в религиозных общинах (на примере православных приходов) //Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции 11-12 апреля 2006г. Екатеринбург, 2006. – С.162-166. (0,3п.л.)
  50. Склярова Т.В. Использование потенциала православной культуры в подготовке социальных педагогов // Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики. Материалы 9-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики. В 2-х частях. Ч.I. /Под ред. Л.В.Мардахаева. – М.: Изд-во «Перспектива»,2006. – С.67-71. (0,3 п.л.)5
  51. Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения//Проблемы освиты. Науч.-мет. сб., 3 вып. Материалы конференции «Проблемы профессионального становления молодёжи на основе духовно-нравственных ценностей». Киев-Винница, 2006. – С.61-67. (0,5 п.л.)
  52. Склярова Т.В. Конфессиональная специфика профессиональной подготовки социальных педагогов для работы по профилактике наркотической зависимости //Сб.научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Профилактика наркомании в образовательных учреждениях Чувашской республики». Чебоксары, 2006. – С.144-148. (0,3 п.л.)
  53. Склярова Т.В. Конфессиональные проблемы в современной теории педагогики//Материалы Покровских педагогических чтений 2006 гг. СПб.,2006. – С.79-81. (0,2 п.л.)
  54. Склярова Т.В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материалов духовно-нравственного содержания //Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология», №4(7), 2007. – С.20-40. (1 п.л.)
  55. Склярова Т.В. Высшее педагогическое образование: проблемы формирования профессионального мировоззрения //Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». Выпуск 3. – С.56-67. (0,6 п.л.)
  56. Склярова Т.В. Тоталитарные секты как фактор десоциализации // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. №2, 2007. – С.85-94. (0,4п.л.)
  57. Склярова Т.В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах //Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №1(4), 2007. – С.58-87. (0,4 п.л.)
  58. Склярова Т.В., Быкова О.Н. Из истории призрения осиротевших детей в России и Европе: нравственно-правовой аспект // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №2(5), 2007. – С.66-83. (0,8 п.л.) (50% личного участия)
  59. Склярова Т.В., Быкова О.Н. Призрение детей в России: патронат, опека, усыновление // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №3(6), 2007. – С.92-110. (1,2 п.л.) (50% личного участия).
  60. Склярова Т.В., Тукиш В.А. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №2(5), 2007. – С.116-131. – (1,3п.л.) (70% личного участия)
  61. Склярова Т.В. Социальная работа и социальная педагогика в православных общинах: проблемы профессиональной подготовки специалистов //Социальная работа в современном обществе: теория, технологии, образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-11 октября 2006 г. Кн.2. М., 2007. С.236-241. (0,25 п.л.)
  62. Склярова Т.В. Исследование механизма обучения верующего студента //Опыт, проблемы и перспективы подготовки специалистов в высших учебных заведениях России. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 29 апреля 2007. Смоленск-Рославль, 2007. – С.243-247. (0,25 п.л.)6
  63. Склярова Т.В. Принципы построения концепции профессиональной подготовки социальных педагогов в православном вузе //Новi технологii навчання. Збiрник наукових працъ. Шляхи розвитку духовностi та професiоналiзму за умов глобалiзацii ринку освiтнiх послуг. Спец.випуск №48.Ч.1. Киiв-Вiнниця, 2007. – С.145-149. (0,4 п.л.)
  64. Склярова Т.В. Пути и возможности православного воспитания в общеобразовательной средней школе. (0,4 п.л.) http://www.reshma.nov.ru/alm/vop_ped/puti.htm (Дата обращения: 28.06.2015)
  65. Склярова Т.В. Социальная педагогика и социальная работа: российский вариант. Предмет и содержание социально-педагогической деятельности. Социальный педагог на приходе. Профессиональная подготовка педагогов в ПСТБИ. // Материалы круглого стола по религиозному образованию. Инф.бюллетень, ноябрь 2003. (1 п.л.) http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/social_pedagogy_r... (Дата обращения: 28.06.2015)
  66. Склярова Т.В. Православная педагогическая антропология как основа конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов // Материалы Покровских педагогических чтений 2006 гг. (0,2 п.л.) http://pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2005- 2006/txt/skliarova.php (Дата обращения: 28.06.2015)
  67. Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения. (0,3 п.л.) http://www.verav.ru/common/public.php?num=56 (Дата обращения: 28.06.2015)
  68. Склярова Т.В.Становление профессиональной идентичности верующего студента. (0,4 п.л.) http://verav.ru/common/public.php?num=100 (Дата обращения: 28.06.2015)
  69. Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в православном вузе как система высшего педагогического и элементов теологического образования //Сборник XIX Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. Т.2. С.168-170. (0,3 п.л.)
  70. Склярова Т.В. Религиозное воспитание: исторические споры и современные дискуссии // интернет-публикация - на русс.яз. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=607 (1 п.л.) (Дата обращения: 28.06.2015)
  71. Склярова Т.В. Православная антропология: основные подходы и представления //Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сб. научных статей.- М.: Экон- Информ, 2010.- 151с. С.137-142. (0,7 п.л.)
  72. Склярова Т.В. Олимпиада школьников по Основам православной культуры: традиции и новации в проведении общероссийского образовательного проекта http://pstgu.ru/news/life/Christmas_readings/2011/... (0,4 п.л.) (Дата обращения: 28.06.2015)
  73. Склярова Татьяна. Творческие интеллектуальные конкурсы и предметные олимпиады как форма повышения качества преподавания знаний о религии в7 школе // Преподавание религии в школе: актуальная дискуссия в России и Германии. Материалы международной конференции, организованной РПЦ и Московским отделением Фонда им. Конрада Аденауэра./ Под общ. Ред. Л.П.Шмидта. – Москва: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2011. – с.208. С.198- 207.
  74. Склярова Т.В. Религиозное воспитание: исторические споры и современные дискуссии // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. № 2(7), 2011. – С.65-72.
  75. Склярова Т.В. Социализация человека, исповедующего православие, в зеркале «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» //Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / Под общ.ред. Т.А.Ромм, Т.Т.Щелиной. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 348 с., С.309-318.
  76. Склярова Т.В. Церковно-педагогическое образование как особая форма педагогического служения. //Православное образование: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 29 октября 2012 г./Отв.ред.Т.Л. Мигунова; АГПИ им.А.П. Гайдара; Науч.-мет.центр им. В.П.Вахтерова; Арзамасская православная гимназия.- Арзамас: АГПИ, 2012. – 540с. С. 74-78.
  77. Склярова Т.В. Изучение религиозных культур в школе и организация добровольческой деятельности школьников – что общего? //Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века. Материалы международной научно-практической конференции в рамках VI Сибирского педагогического семинара (г. Новосибирск, 6-8 ноября 2012 г.) /под общ.ред. Т.А. Ромм, И.В. Хромовой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - Т.2. – 250 с. С.102-108.
  78. Склярова Т.В. Влияние православной культуры на становление самосознания в детском возрасте. //Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в контексте светской и православной педагогической культурной традиции: сборник научных статей /под общ.ред. А.Е.Баранова. – Тверь, 2013. – 252 с. С.74-80.
  79. Склярова Т.В. Общероссийская олимпиада по Основам православной культуры: промежуточные итоги проведения. // Журнал Московской патриархии. – 2013. - №5.- С.70-75.
  80. Склярова Т.В. Традиция и социальное наследование в религиозной педагогике // Социальная педагогика: актуальные проблемы и перспективы [Текст]: Сборник материалов Международного симпозиума / Научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. – Арзамас: АФ ННГУ, 2014. – 230 с. С.167-172.
  81. Склярова Т.В. Диалог социального воспитания и религиозной культуры в процессе духовно-нравственного воспитания школьников // Педагогика и психология: диалог о воспитании. Материалы 7 Сибирского педагогического семинара, г. Новосибирск, 2-4 декабря 2014 г. // Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 202 с. С. 37-44.8
    82. Склярова Т.В. Воля и свобода: дары навырост // журнал «Школьный психолог», Издательский Дом «1 сентября», М., 2014, - №2.

Возрастная педагогика и психология

Введение. Цели и задачи

Предлагаемое пособие основано на материалах лекций, прочитанных студентам педагогического факультета Православного Свято - Тихоновского Богословского института одним из авторов этой книги - Татьяной Владимировной Скляровой, зав. кафедрой социальной педагогики, и практической и теоретической деятельности другого педагога - Ольги Леонидовны Янушкявичене, автора известных трудов по педагогике . Данный курс является интегрированным, так как включает в себя основы нескольких программ психолого - педагогической направленности и построен на базисных курсах христианской антропологии, возрастной педагогики, возрастной психологии, православной педагогики, психологии развития личности, геронтологии.

Осмыслять материал, изложенный в пособии, авторам помогали также собственные дети. В пособии приведен ряд реальных наблюдений над их жизнью. Имена юных героев: Сема, Саша, Аня, Антон, Лена.

Особенностью данного курса является рассмотрение с психолого - педагогических позиций всех возрастных этапов в жизни человеческой личности - от зачатия до старости и смерти. Это обстоятельство продиктовано современными требованиями к подготовке специалистов в разных областях человеческих отношений - священников, педагогов, психологов, социальных работников. В педагогических и социальных службах должны работать профессионалы, знакомые с особенностями протекания каждого возрастного этапа в жизни человека, тем более такие знания нужны будущим священникам. Традиционное в педагогике рассмотрение развития личности только до ее юношеского периода не отвечает задаваемым жизнью требованиям. Каждый возрастной этап в жизни человека, включая старость и переход к смерти, обладает собственной психолого - педагогической характеристикой.

Духовные особенности развития личности, их характеристика и оценка специально здесь не рассматриваются, так как авторы исходят из утверждения святителя Феофана Затворника о том, что «жизнь христианская не есть жизнь естественная» (34, 14) , поэтому приводимое в пособии рассмотрение возрастных характеристик является описанием «жизни естественной», в которой всегда есть возможность «положить начало жизни по духу» (там же). Однако, опираясь на основные положения христианской антропологии, используя опыт православных педагогов, собственный педагогический и материнский опыт, авторы сформулировали педагогические задачи и методы духовного воспитания, наиболее адекватные для каждого возраста.

Основная цель предлагаемого курса - описание возрастных особенностей развития личности, учитывающее основные положения православной антропологии и современной психологии развития личности.

Задачи курса:

описать психологические характеристики личности для каждого возрастного этапа;

сформулировать педагогические задачи, обусловленные психологическими особенностями возраста;

предложить наиболее адекватные приведенным психолого - педагогическим характеристикам методы духовного воспитания, исходя из основных положений христианской антропологии.

I. Духовно - нравственная характеристика процессов становления личности

Ключевые положения православной антропологии, используемые в пособии

Основные, ключевые, положения православной антропологии, на которые опираются авторы в данной работе, это: 1) присутствие образа Божия в человеке, заданное ему богоподобие; 2) свобода нравственного самоопределения человека; 3) поврежденность человеческого естества первородным грехом и подверженность человека воздействию демонических сил; 4) представление о спасении как о результате действия Божией благодати и свободного человеческого произволения.

В основе православной антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Божий человеку дан изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества. На учении об образе Божием в человеке построена вся педагогика Православия. Как сказал выдающийся православный мыслитель, богослов и педагог протоиерей Василий Зеньковский, - «это безграничная вера в человека, это чувство, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке, это твердое исповедание того, что никому никогда не растратить того сокровища, какое заключил Господь в душу нашу» (22, 42). И если образ Божий дан человеческой личности, то богоподобие задано, достижение его является основным смыслом жизни православно верующего человека.

Возрастная педагогика и психология

Введение. Цели и задачи

Предлагаемое пособие основано на материалах лекций, прочитанных студентам педагогического факультета Православного Свято - Тихоновского Богословского института одним из авторов этой книги - Татьяной Владимировной Скляровой, зав. кафедрой социальной педагогики, и практической и теоретической деятельности другого педагога - Ольги Леонидовны Янушкявичене, автора известных трудов по педагогике. Данный курс является интегрированным, так как включает в себя основы нескольких программ психолого - педагогической направленности и построен на базисных курсах христианской антропологии, возрастной педагогики, возрастной психологии, православной педагогики, психологии развития личности, геронтологии.

Осмыслять материал, изложенный в пособии, авторам помогали также собственные дети. В пособии приведен ряд реальных наблюдений над их жизнью. Имена юных героев: Сема, Саша, Аня, Антон, Лена.

Особенностью данного курса является рассмотрение с психолого - педагогических позиций всех возрастных этапов в жизни человеческой личности - от зачатия до старости и смерти. Это обстоятельство продиктовано современными требованиями к подготовке специалистов в разных областях человеческих отношений - священников, педагогов, психологов, социальных работников. В педагогических и социальных службах должны работать профессионалы, знакомые с особенностями протекания каждого возрастного этапа в жизни человека, тем более такие знания нужны будущим священникам. Традиционное в педагогике рассмотрение развития личности только до ее юношеского периода не отвечает задаваемым жизнью требованиям. Каждый возрастной этап в жизни человека, включая старость и переход к смерти, обладает собственной психолого - педагогической характеристикой.

Духовные особенности развития личности, их характеристика и оценка специально здесь не рассматриваются, так как авторы исходят из утверждения святителя Феофана Затворника о том, что «жизнь христианская не есть жизнь естественная» (34, 14), поэтому приводимое в пособии рассмотрение возрастных характеристик является описанием «жизни естественной», в которой всегда есть возможность «положить начало жизни по духу» (там же). Однако, опираясь на основные положения христианской антропологии, используя опыт православных педагогов, собственный педагогический и материнский опыт, авторы сформулировали педагогические задачи и методы духовного воспитания, наиболее адекватные для каждого возраста.

Основная цель предлагаемого курса - описание возрастных особенностей развития личности, учитывающее основные положения православной антропологии и современной психологии развития личности.

Задачи курса:

описать психологические характеристики личности для каждого возрастного этапа;

сформулировать педагогические задачи, обусловленные психологическими особенностями возраста;

предложить наиболее адекватные приведенным психолого - педагогическим характеристикам методы духовного воспитания, исходя из основных положений христианской антропологии.

I. Духовно - нравственная характеристика процессов становления личности

Ключевые положения православной антропологии, используемые в пособии

Основные, ключевые, положения православной антропологии, на которые опираются авторы в данной работе, это: 1) присутствие образа Божия в человеке, заданное ему богоподобие; 2) свобода нравственного самоопределения человека; 3) поврежденность человеческого естества первородным грехом и подверженность человека воздействию демонических сил; 4) представление о спасении как о результате действия Божией благодати и свободного человеческого произволения.

В основе православной антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Божий человеку дан изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества. На учении об образе Божием в человеке построена вся педагогика Православия. Как сказал выдающийся православный мыслитель, богослов и педагог протоиерей Василий Зеньковский, - «это безграничная вера в человека, это чувство, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке, это твердое исповедание того, что никому никогда не растратить того сокровища, какое заключил Господь в душу нашу» (22, 42). И если образ Божий дан человеческой личности, то богоподобие задано, достижение его является основным смыслом жизни православно верующего человека.

Свобода нравственного самоопределения человека является важнейшим условием устремленности человека к Богу, достижению того идеала, которое было изначально заложено в человеке, - богоподобия. Благодаря дарованной Богом свободе человек не подчинен закону необходимости окончательно. Как пишет в своем труде преподаватель Московской Православной Духовной Академии архимандрит Платон (Игумнов), «он - виновник своего становления, так как обладает свободой, в его власти изменять и направлять процесс своего формирования и развития. Он сам является причиной своего состояния. Пользуясь даром свободы, человек сообщает смысл процессу своего становления, предпочитая тот или иной закон существования…» (1, 106). Однако «свобода - это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом» (там же).

Учение о первородном грехе не является в православной антропологии основным в понимании человеческой сущности, но оно помогает понять человека в его реальной земной жизни, в его судьбе. Cлово «грех» (amartia) в переводе с греческого означает промах. Профессор В.В. Зеньковский в своем труде «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» пишет, что «греховность, конечно, проникла во весь состав человека, во все его функции, отчего создалась в человеке, в его глубине, коренная двойственность, добро в человеке так неисследимо сплелось со злом…» (22, 40). Грех (как отклонение, заблуждение, падение) мешает человеку исполнить истинную цель его жизни. Процесс преодоления греха и исключения его из личной жизни кладет начало спасению.

При каких условиях возможно спасение человека? Какова роль человеческой свободы в устроении спасения? На эти вопросы православное догматическое богословие отвечает следующим образом: спасение возможно при условии направленности человеческой воли к Богу и свободном открытии сердца к принятию благодати (41, 200). «Господь говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Об этом говорит преподобный Макарий Египетский („Духовные беседы“): „Воля человеческая есть как бы существенное условие: если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей“. Так же учит и святитель Иоанн Златоуст: „Благодать, хотя она и благодать, спасает пожелавших, а не тех, которые не хотят ее и отвращаются от нее, постоянно против нее воюют и противятся ей“; „Бог не принуждает никого; если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно не потому, что хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет“. Таким образом, благодать не является силой, действующей в человеке непреодолимо. Восточные отцы утверждают, что человек может свободно направлять свою волю вопреки благодати» (там же, 201).

Для того чтобы стяжать благодатное Божие присутствие, человек должен непрестанно прилагать собственные усилия. Православная антропология учит о синергии (содружественном действии в одном направлении) Божественной благодати и человеческих усилий. Необходимость духовного подвига для спасения есть непреложное условие любой человеческой жизни. Вместе с тем свободная человеческая деятельность обеспечивает необходимые, но отнюдь недостаточные для спасения условия. Именно присутствие Божией благодати необходимое (главное) условие в деле спасения.

Личность человека в сферах бытия

Понятие о личности. Курс не содержит определения понятия личности. Одним из основных положений при изучении нравственного богословия является признание того, что личность нельзя объяснить какими - либо внешними - внеличностными - элементами. «Личность не может быть объектом научного изучения в той же полноте и объеме, как предметы внешнего мира. Она всегда остается непостижимой в своей конечной глубинной сущности… Как образ Божий личность не нуждается ни в каком причинно - генетическом объяснении. Единственный способ объяснить личность в полной неделимости и неразрушимости ее бытийной структуры заключается в признании догматической истины о сотворенности ее Богом из ничего» (1, 17). Объектом же научного исследования может быть эмпирическое содержание жизни личности.