Журнал юриста

Орфоэпия графика. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография. Князев С.В., Пожарицкая С.К.

2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 430 с.

Предлагаемое учебное пособие ориентировано на программу раздела «фонетика» общего курса «Современный русский язык» филологических факультетов университетов и педагогических институтов. В нем учтены последние достижения фонетической науки, объективно излагаются разные концепции и способы описания одного и того же объекта. Для студентов филологических факультетов высших учебных заведений.

Формат: pdf

Размер: 5,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
Язык как предмет лингвистики 7
Назначение языка 7
Устройство языка. Знак 9
Язык и речь 10
Разновидности языковых систем 13
Лингвистика 14
Фонетика: предмет, задачи и разделы.
Виды фонетических описаний 16
Звуковые средства языка 18
ЧАСТЬ I . СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ ФОНЕТИКА 25
СЕГМЕНТНАЯ ФОНЕТИКА 27
Артикуляционный аспект фонетических описаний. .27
Устройство речевого аппарата 28
Звук речи. Гласные и согласные 31
Основные компоненты речепроизводства 32
Инициация 32
Артикуляция 33
Фонация 41
Артикуляционная классификация звуков русского языка 48
Контекстные изменения фонетических единиц 54
Транскрипция 58
Фонетическая транскрипция 59
Транскрипция и экспериментальная фонетика 60
Транскрипция и орфоэпия 61
Русская фонетическая транскрипция 62
Знаки фонетической транскрипции 65
Обозначение гласных звуков 66
Обозначение согласных звуков 72
Акустический аспект фонетических описаний 75
Предмет акустической фонетики 75
Физическая природа звука 76
Виды колебаний. Периодические и непериодические колебания 77
Объективные свойства звуков и их субъективные корреляты. ..78
Распространение звуковых волн 79
Простой (чистый) тон - гармоническое колебание 80
Комплексные звуки. Спектральное разложение Фурье 85
Резонанс 89
Акустическая теория речепроизводства 91
Форманта. F-картина 93
Основные способы изучения акустических свойств речи 94
Образование гласных звуков 96
Соотношение артикуляционных и акустических характеристик гласных 99
Коартикуляционные изменения гласных 104
Акустические свойства согласных 105
Преобразование акустического сигнала в цифровую форму (оцифровка) 108
Алгоритм анализа спектрограмм 110
Перцептивный аспект фонетических описаний 110
Этапы процесса восприятия 110
Прием и преобразование акустического сигнала 111
Полезные признаки звукового сигнала (акустические ключи) .117
Лингвистический этап восприятия 123
Методы изучения восприятия 127
СУПЕРСЕГМЕНТНАЯ ФОНЕТИКА 129
Сегментные и суперсегментные единицы 129
Слог 131
Структура слога 132
Функции слога 133
Признаки слога 133
Шкала сонорности 136
Универсальные принципы организации слога 139
Основные теории слогоделения в русском языке 140
Иерархическая упорядоченность универсальных принципов строения слога 146
Алгоритм слогоделения в русском языке 149
Фонетическое слово (такт) 156
Ударение 157
Функции ударения 157
Фонетические корреляты ударения 158
Словесное ударение в русском языке 159
Побочное ударение 163
Структурные типы ударения 163
Синтагма 165
Интонация 166
Просодические средства и их реализация 166
Интонационная система Е.А. Брызгуновой 171
Перцептивная интонология С. Оде 177
Комбинаторная модель интонации 179
Сильные и слабые фразовые позиции 184
Пограничные сигналы 186
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ БАЗА РУССКОГО ЯЗЫКА 189
ЧАСТЬ П. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА(ФОНОЛОГИЯ) 191
Звук речи. Звукотип 193
Фонема 197
Фонологические идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ 203
Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа 206
Фонологическая теория Пражской лингвистической школы 212
Московская фонологическая школа 219
Состав фонем русского языка 229
Сильные и слабые позиции 231
Фонетическая реализация согласных фонем русского языка 235
Фонетическая реализация гласных фонем 243
Фонологическая теория Р.И. Аванесова (1956) 246
Фонематическая транскрипция МФШ 249
Морф офонематическая транскрипция 250
Сповофонематическая транскрипция 272
Динамические модели в фонологии 277
Стандартная модель порождающей фонологии 278
Современные фонологические модели 284
Интегральная модель звукового поведения 289
ЧАСТЬ III. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ 295
Суперсегментные особенности разговорной речи 300
Сегментные особенности разговорной речи 303
Статус разговорной речи 308
ЧАСТЬ IV . ОРФОЭПИЯ 313
Произносительные варианты в области вокализма 322
Произносительные варианты в области консонантизма 326
Произношение отдельных грамматических форм 333
Хронологические варианты орфоэпической нормы 337
Произношение и написание 339
Ударение 341
Территориальные разновидности орфоэпической нормы 349
ЧАСТЬ V. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ 355
ГРАФИКА 361
Основные положения теории графики 361
Графическая система русского языка 365
Из истории русской графики 370
ОРФОГРАФИЯ 376
Основные понятия теории орфографии. Принципы орфографии 376
Орфографическая система русского языка 382
Из истории русской орфографии 386
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ 395
ПРИЛОЖЕНИЯ 401
Приложение А. Артикуляционные профили некоторых звуков русского языка 403
Приложение Б. Акустика 407
Приложение В. Динамические спектрограммы 418
Приложение Г. Интонограммы 422
Приложение Д. Транскрипционная система IPA 424

ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие ориентировано на программу раздела «Фонетика» общего курса «Современный русский язык»1, который читается на отделении «Русский язык и литература» филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В основе его лежит многолетний опыт чтения данного курса авторами учебного пособия в МГУ.
Мы стремились отразить в этом учебном пособии достижения фонетической науки последних десятилетий - а следует отметить, что эти десятилетия характеризуются не только появлением огромного количества новых фактов, полученных в результате применения естественно-научных методов исследования, но и выработкой принципиально новых подходов к описанию звуковой коммуникации. Таким образом, своей основной задачей мы считали системное изложение фактов русского языка в соответствии с современными представлениями об устройстве фонетического компонента языка2. Этим обусловлено включение некоторых разделов, ранее отсутствовавших в учебниках (таких как «Перцептивный аспект фонетических описаний», «Артикуляционная база русского языка», «Разговорная речь»), а также существенное расширение сведений из области речепроизводства и речевой акустики (при изложении основ перцептивной фонетики мы основывались на тех сведениях, которые содержатся в главе «Восприятие речи» книги СВ. Кодзасова и О.Ф. Кривновой «Общая фонетика», поскольку в ней обобщаются результаты важнейших и самых последних исследований в этой области).
Одной из важнейших задач вузовского учебника мы считаем объективное изложение разных концепций, разных способов описания одного и того же объекта, которое позволяет студенту сделать свой собственный выбор. В соответствии с этим в главе «Суперсегментная фонетика» в разделе «Слог» излагаются основные теории структуры слога и слогоделения, включая самую современную - теорию оптимальности, а в разделе «Интонация» изложение концепции Е.А. Брызгуновой дополнено изложением комбинаторной модели интонации в соответствии с последними достижениями в этой области на основе работ СВ. Кодзасова и С. Оде.

Тест состоит из 60 заданий. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

В каждом задании 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в отдельном листе рядом с номером выполненного Вами задания. (Образец: 1 – 4, 5)

1.Что изучает фонетика?

А) Звуки и их чередования

Б) Звуки и ударение

В) Звуки и интонацию

Г) Правила произношения слов

2. Какое понятие не является сегментной единицей фонетики?

В) Ударение

Г) Фонетическое слово

3. Что не входит в состав речевого аппарата?

А) Ротовая полость

Г) Пищевод

4. Какие звуки являются гласными переднего ряда?

А)[ и ы ] В)[ а э ]

Б)[ и э ] Г) [ а и ]

5. Какая характеристика гласных [ и ы у ] верная?

А) Гласные верхнего подъема, подвергаются качественной редукции.

Б) Гласные неверхнего подъема, подвергаются количественной редукции.

В) Гласные верхнего подъема, подвергаются качественной и количественной редукции.

Г) Гласные верхнего подъема, подвергаются только количественной редукции.

6. Какие гласные лабиализованные?

А) [о у] В) [э и]

Б) [а ы] Г) [ы и]

7. В образовании какого согласного участвует только шум?

А) [м] В) [ j ]

Б) [т] Г) [з’]

8. Определите слово, в котором произношение гласного в I слабой позиции после твердого звучит как [Λ].

А) Созидание

Б) Интенсивность

В) Аккомодация

Г) Осциллограф

9. В каком слове есть звук [и э ]?

В) Пятачок

Г) Пример

10.В каком слове произносится согласный [шш]?

А) Расческа

Б) Сжигать

Г) Жженый

11. В каком слове в ударной позиции гласного аккомодация проявляется в большей степени?

В) Сжигают

12. В каком слове происходит ассимилятивное оглушение согласного?

Б) Второй

В) Сгорать

Г) Косьба

13. Определите отсутствующий звук в пропорции: [з]: [т] =[?]: [х]

14. Определите согласный звук по его характеристике: согласный, смычно-взрывной, зубной, глухой парный, твердый парный

15. В каком слове есть только твердые согласные?

Б) Можешь

16. Какой из звуков имеет пару по звонкости-глухости?

А)[ж] В) [щ]

Б) [ч’] Г) [ц]

17. Какой звук лишний?

А)[ ч’] В) [л]

Б) [м] Г) [ j ]

18. В каком ряду согласные отличаются по месту образования?

А) [ в ф с ]

Б)[ б п м ]

Г)[ д т з ]

19. В каком ряду согласные схожи по способу образования?


А)[ в ф с ]

Б)[ д j р ]

В)[ ч с щ ]

Г) [ л м х ]

20. Чем отличаются согласные [ч’] и [щ]?

А) Местом образования?

Б) Способом образования?

Г) Местом и способом образования

Г) Глухостью/звонкостью

21. Какие гласные звуки представляют в потоке речи фонему <а> ?

А)[ а э]

Г)[ а ъ]

22.В каком слове фонема <о> стоит в абсолютно сильной позиции?

А) Остров

В) Теплый

Г) Чопорный

23. Какая позиция согласных по звонкости-глухости слабая?

А) Перед всеми гласными

Б) Перед глухими согласными

В) Перед сонорными согласными

Г) Перед [ в в’ ]

24. Какая позиция согласных является абсолютно сильной по твердости/мягкости?

А) Конец слова

Б) Перед всеми гласными

В) Перед сонорными согласными

Г) Перед заднеязычными

25. Какие звуки являются в речи представителями фонемы <о>?

26. В каком слове есть гиперфонема?

А) Молоко

Б) Золото

В) Паровой

27. Старомосковское произношение - это:

А) Устаревшая норма произношения

Б) Современная норма произношения

В) Старшая норма произношения

Г) Ненормированное произношение

28. В каком слове в первом предударном слоге наряду с [ы] нельзя произнести [Λ]?

Б) Цепочка

В) Танцевать

29. В каком слове недопустимо вариантное произношение [чн] и [шн]?

А) Молочный

Б) Порядочный

В) Копеечный

Г) Скворечник

30. В каком слове допустимо вариантное произношение [с’ ь] и [съ]?

А) Носится

Б) Боялся

В) Делаться

Г) Сдаваться

31. В каком слове не допустимо вариантное произношение [ый/ий] и [ъй]?

А) Чернышевский

Б) Добрый

Г) Золотой

32. В каком слове невозможно произношение как с [ к г х ], так и с [к’ г’ х’]

А) Вталкивать

Б) Встряхивать

В) Нагибать

Г) Натягивать

33. В каком слове не допустимо произношение [у] в окончании глагола наряду с [ъ]?

В) Делают

Г) Спорят

34. Как правильно разделить на слоги слово «усмехаться» согласно сонорной теории слога?

А) У-сме-хать-ся

Б) Ус-ме-ха-ться

В) У-сме-ха-ться

Г) Ус-ме-хать-ся

35. Какой из слогов слова «маслянистый» можно охарактеризовать как закрытый, прикрытый, безударный?

А) Ма - В) - ни -

Б) - сля - Г) - стый

36. В каком слове согласный перед букой Е произносится мягко?

А) Интеграл

Б) Коттедж

В) Академия

Г) Компьютер

37. Какое слово допускает два варианта произношения (мягкий и твердый согласный перед буквой Е) ?

В) Шинель

38. В каком слове возможны варианты твердого и мягкого произношения согласных?

А) Кандидат

Б) Нянчить

39. В каком слове под ударением стоит звук [о ] ?

Г) Современный

40. В каком слове под ударением стоит звук [э] ?

А) Оседлый

Б) Дареный

В) Принесший

Г) Свекла

41. В каком слове ударение падает на первый слог?

Б) Обеспечение

42. В каком слове буква а, обозначает ударный гласный звук [а]?

А) Диалог

Б) Провела

В) Фарфор

Г) Каучук

43. Сколько интонационных конструкций разработано Е. А. Брызгуновой для обучения русской интонации иностранцев?

44. В каком типе ИК на центре нисходящий тон?

А) ИК-1 В) ИК-6

Б) ИК-5 Г) ИК-7

45. Какой компонент интонации является основным?

А) ритм В) пауза

Б) тон Г) тембр

46. Какой тип ИК является интонацией восхищения?

А) ИК-5 В) ИК-2

Б) ИК-3 Г) ИК-7

47. Интонация общего вопроса (без вопросительного слова) – это:

А) ИК-2 В) ИК-3

Б) ИК- 4 Г) ИК-6

48. В каком типе ИК на центре тон восходяще-нисходящий?

А) ИК-7 В) ИК-2

Б) ИК-5 Г) ИК-4

49. В каком слове не соблюдается основной принцип русской графики?

Г) Вернешься

50. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

51. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) Пальто

В) Поляна

52. В каком слове больше букв, чем звуков?

А) Разовый

Б) Бьется

В) Ячменный

Г) Заколка

53. В каком слове произношение не совпадает с написанием?

А) Чувство В) Боль

Б) Пир Г) Слон

54. В каком слове Ь употребляется для обозначения мягкости?

А) Полдень

Б) Стеречь

В) Стрижешься

55. Какой принцип современной орфографии является основным?

А) Фонетический

Б) Традиционно-исторический

В) Морфологический

Г) Этимологический

56. Написание какого слова во всех морфемах соответствует основному (морфологическому) принципу русской орфографии?

А) Подрубить

Б) Березовый

В) Расположен

Г) Президент

57. В каком слове нет морфем, в которых фонемы пишутся согласно фонетическому принципу орфографии?

А) Подыграть

Б) Роспись

В) Ежовый

Г) Помощник

58. Найдите слово, в написании которого отражен традиционно-исторический принцип орфографии.

А) Аромат В) Иной

Б) Голова Г) Разум

59. В написании какого слова отражены все принципы орфографии?

А) Встречать

Б) Расставлять

В) Продать

Г) Принудить

60. Сколько орфограмм отражено в написании слова «разговор»?



ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ

Фонетика (греч. Phone Графика (греч. Graphike – написанное, от grapho Орфоэпия (греч. Orthos – правильный, epos Акцентология (лат. Accentus – ударение, греч. logos

    Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков, ударение, особенности членения звукового потока на слоги и др. Графика (греч. Graphike – написанное, от grapho – пишу): 1. Прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв. 2. Совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи. Основными средствами графики являются буквы. Орфоэпия (греч. Orthos – правильный, epos – речь): 1. Совокупность норм устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение. 2. Раздел языкознания, в котором изучается функционирование орфоэпических норм и вырабатываются орфоэпические правила. Акцентология (лат. Accentus – ударение, греч. logos – слово) – раздел языкознания, в котором исследуется система ударений какого-либо языка или группы языков.



Звуки речи

    Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова. Звуки образуются речевым аппаратом человека по-разному и обладают различной характеристикой, связанной с тем, какие органы речевого аппарата и как участвуют в образовании звука. Одни звуки образуются при помощи голоса (выдыхаемый из легких воздух приводит в колебание голосовые связки), другие – при помощи шума (струя выдыхаемого воздуха преодолевает в полости рта преграды), третьи – при помощи голоса и шума. Движение органов речевого аппарата во время образования звука называется а р т и к у л я ц и е й.

  • Для точной передачи звуков используется ф о н е т и ч е с к а я т р а н с к р и п ц и я - специальный вид письма, передающий звуковой облик слова. При этом звуки заключаются в квадратные скобки:

  • дуб – [дуп], ложка – [лошкъ].

  • В одном слове может быть один, два и более звуков: и (союз) – [и], он – [он], сыр – [сыр], лью – [л’jy], целый - [цэлыj].



Г л а с н ы е з в у к и Согласные звуки р е д у к ц и е й [ъ]. Звук . о или а

    В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При образовании гласных звуков струя воздуха колеблет голосовые связки и не встречает преград в полости рта. Согласные звуки состоят из шума или шума и голоса. При образовании согласных звуков струя воздуха преодолевает различные препятствия в полости рта. В русском языке шесть основных гласных звуков , т.е. тех, которые произносятся в ударных слогах: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. В безударном положении произношение некоторых гласных звуков изменяется. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется р е д у к ц и е й , а данные безударные гласные р е д у ц и р о в а н н ы м и . Так, например, в слове “темно” после [т’] произносится не [э], а [иэ] – звук, средний между [и] и [э]. В слове “молоко” после [л] в безударном положении звучит не [о], а звук, который больше похож на [а]. В фонетической транскрипции этот звук обозначается как: . После [м] слышится звук, еще менее похожий на [о] или [а]. Этот звук в транскрипции обозначается как: [ъ]. Таким образом, кроме основных шести гласных звуков, в русском языке имеются и редукцированные гласные звуки. Перечислим некоторые из них. Звук . Этот безударный звук произносится в первом предударном слоге или в абсолютном начале слова на месте букв о или а : они – , коса – [к/\са], обрывать – .

  • Звуки [ъ], [ь]. Эти редукцированные звуки произносятся во всех безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова. На письме они обозначаются, как правило, буквами а, о, е : ветер – [в’эт’ър], холодно – [холъднъ], хорошо – [хър/\шо], ватага – [в/\тагъ].

  • Звук [иэ] средний между [и] и [э]. Он произносится в первом предударном слоге после мягких согласных чаще всего на месте буквы е : леса – [л’иэса], метель – [м’иэт’эл’].

  • Звук [ыэ] средний между [ы] и [э]. Произносится в первом предударном слоге после твердых шипящих согласных и ц . Как правило, на письме он обозначается буквами е или и : цена – [цыэна], циркач – [цыэркач’], шеренга – [шыэр’энгъ], жираф – [жыэраф]. Позиция гласных звуков под ударением называется с и л ь н о й , в безударном положении с л а б о й . Орфографические ошибки чаще всего допускаются именно тогда, когда гласный звук находится в слабой позиции и редуцирован.


звонкие и глухие .

  • В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие .

  • Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и : [б], [в], [г], [д], [з] и др.; состоящие только из шума – г л у х и м и : [п], [ф], [к], [т] и др. Часть звонких и глухих согласных образует пары : [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с], [б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г"] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’]. Не имеют пар глухие [х], [ц], [ч’], [ш’], [х’] и звонкие [р], [л], [м], [н], [j]*, [р’], [л’], [м’], [н’].

  • Звук [ш’] обозначается на письме буквой щ или некоторыми сочетаниями согласных: щука [ш’укъ], счет [ш’от]. При образовании звонких согласных [р], [л], [м], [н], [j], [р’], [л’], [м’], [н’] голос преобладает над шумом. Эти согласные называются с о н о р н ы м и (остальные – ш у м н ы м и : шумные глухие и шумные звонкие).


Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е.

    Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, например, произношение [л] и [л’]. Мягкость согласного в фонетической транскрипции обозначается знаком [‘]: конь – [кон’], ряд – [р’ат]. Часть согласных звуков образует пары по твердости-мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [з] - [з’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’]. Не имеют пар мягкие согласные звуки [ч’], [ш’], [j] и твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц].


НЕКОТОРЫЕ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

    У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова – го лову, вода – во ду, борода – бо роду, земля – зе млю, нога – но гу, рука – ру ку и др. 2. Односложные предлоги на, за, во, под, из, без и другие в сочетании с существительными, имеющими ударение на первом слоге, могут принимать ударение на себя: на пол, за нос, за руку, по д ноги, по морю, и з лесу, бе з вести . Например:

  • 1. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет (А.С. Пушкин)

  • 2. Однажды в студеную зимнюю пору Я и з лесу вышел. (Н. Некрасов)

  • 3. Вы, товарищ, сядьте на пол, Вам, пожалуй, вс равно. (С. Маршак)


  • А1. Укажи слово, в котором произносится согласный Д:

  • Народ

  • Отголосок

  • Праздник

  • Тридцать

  • При выполнении этого задания необходимо помнить, что парные звонкие согласные (б,в,г,д,ж,з) оглушаются, т.е. превращаются в глухие, если оказываются в абсолютном конце слова или в середине слова перед глухими согласными.


  • А2. В каком слове ударение падает на второй слог.

  • Диспансер

  • Двухмачтовый

  • Погналась

  • Украинский

  • Для определения верного ответа важно произнести слова вслух, определяя в каждом ударный гласный звук. Знание орфоэпических норм позволит исключитьварианты с неверным ударением


  • А3. В каком предложении вместо слова ВЫСОКИЙ нужно употребить ВЫСОТНЫЙ?

  • Долматов всегда демонстрировал ВЫСОКИЕ образцы актерской работы.

  • Нам рассказывали о людях, знакомство с которыми является большой удачей в жизни, - о людях ВЫСОКОЙ культуры и оригинальной мысли.

  • Это была хорошая женщина, простая, грустная, необычайно ВЫСОКОЙ души.

  • В Москве действует целевая программа ВЫСОКОГО строительства.

  • Для того чтобы выбрать правильный вариант решения, необходимо различать лексические значения паронимов ВЫСОКИЙ и ВЫСОТНЫЙ. Если различие значений паронимов кажется вам неочевидным, попробуйте заменить в предложениях один пароним на другой и выберите правильный вариант ответа.


  • А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  • Пара носков

  • Заехай ко мне

  • Гораздо сложнее

  • Более семисот зрителей

  • Это задание проверяет следующие знания:

  • Нормы образования форм прилагательных и наречий

  • Нормы склонения и сочетаний разных разрядов числительных

  • Нормы склонения существительных

  • Нормы сочетаемости различных частей речи


  • А5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения

  • Приехав в столицу,

  • каждый поражается бешеному темпу москвичей.

  • первой моей задачей было найти работу.

  • меня охватила радость.

  • каждого поражают суета и спешка.

  • Чтобы выбрать правильный вариант, необходимо владеть синтаксическими нормами употребления деепричастного оборота: деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол (сказуемое), обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому же лицу или предмету.



3. ми лая – мила , бе лая – бела , ста рая – стара –н-, -л-, -к- с предшествующим согласным: бле дная – бледн а, све тлая – светл а, крепк ая – крепк а –ок, -ек, -к : высо кая – высок а, далёкая – далек а, весёлая - весел а изы сканная – изы сканна, краси вая – краси ва . 4.

    3. В кратких прилагательных женского рода ударение переходит на окончание, если: 1) слово состоит из односложного корня и окончания: ми лая – мила , бе лая – бела , ста рая – стара ; 2) если односложная основа оканчивается на –н-, -л-, -к- с предшествующим согласным: бле дная – бледн а, све тлая – светл а, крепк ая – крепк а ; 3) если двусложная основа не имеет суффикса или же содержит суффиксы –ок, -ек, -к : высо кая – высок а, далёкая – далек а, весёлая - весел а . В остальных кратких прилагательных ударение падает на тот же слог, что и в полных: изы сканная – изы сканна, краси вая – краси ва . 4. Во многих глаголах прошедшего времени в мужском и среднем проде, а также во множественном числе ударение падает на основу, а в женском роде – на окончание: отбыл, отбыло, отбыли – отбыла; начал, начало, начали – начала; брал, брало, брали – брала; звал, звало, звали – звала . 5. Многие страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на –нуть, -ать, -ять, имеют ударение на первом слоге: поднять – поднятый, согнуть – согнутый, вспахать – вспаханный, отнять – отнятый . 6. В случае затруднений при постановке ударения необходимо обращаться к словарю ударений либо к орфоэпическому, орфографическому и другим словарям.

Повторение.

Тест

1 вариант

1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

А) морфология,

Б) орфография,

В) графика,

Г) фонетика,

Д) словообразование.

2. Что такое транскрипция?

А) перевод слова на русский язык,

Б) орфографическое письмо,

В) форма передачи звучащей речи графическими средствами,

Г) разбор слова по составу,

Д) морфемный анализ слова.

3. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

Д) я, ю, е, ё.

4. На какие группы делятся все звуки?

А) прописные и строчные;

Б) ударные и безударные,

В) звонкие и глухие,

Г) мягкие и твердые,

Д) гласные и согласные.

5. На какие группы делятся согласные звуки?

А) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

В) ударные и безударные,

Д) прописные и строчные.

6. На какие группы делятся гласные звуки?

А) прописные и строчные,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

В) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) ударные и безударные.

7. Что такое словесное ударение?

А) выделение одного слога в слове,

Б) минимальная звуковая единица,

В) акустические свойства звука,

Г) выделение одного слова в предложении,

Д) максимальная звуковая единица.

8. Что изучает орфоэпия?

А) словарный состав языка,

Б) звуковую сторону языка,

В) звуки и буквы,

Г) способы образования слов,

Д) части речи и их формы.

9. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька :

А) ["йаблан"ка],

Б) [яблон"ка],

В) ["йаблон"ка],

Г) ["йаблонка],

Д) ["йаблонька].

10. Укажите верный вариант переноса слова:

А) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить,

Б) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка,

В) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,

Г) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба,

Д) бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.

11. Выберите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне слова:

А) башмак, человек, корабль,

Б) неспроста, ослепительный, создавать,

В) ворона, воробей, сорока,

Г) руководить, капуста, знобит,

Д) безразлично, лошадка, полотно.

12. Подумайте, какой вариант здесь лишний:

А) загар, изложение, заря,

Б) росток, постелить, обжигать,

В) рядовой, рассказать, приласкать,

Г) плавать, собирать, равнина,

Д) вытер, прикоснуться, умереть.

13. Какую гласную и почему вы напишите в словах пр..брежный, пр..клеить, пр..встать?

А) –и, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Б) –е, т.к. можно заменить приставкой пере-,

В) –е, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Г) –и, т.к. приставки обозначают присоединение, неполное действие, близость к чему- либо,

Д) –и, т.к. т.к. можно заменить приставкой пере-.

14. В каком слове Ь служит для обозначения формы слова?

В) возьми,

15. Выберите верный вариант написания слов:

А) конечный результат, папин плащ, настежь,

Б) лес дремуч, намажьте маслом, много училищь,

В) замуж, портьера, пустош,

Г) невтерпежь, испечь, хорош,

Д) среди тучь, почки, сможешь

16. В каких словах есть Ъ?

А) п..еса, об..ект, с..узить,

Б) пред..октябрьский, трех..этажный, без..аварийный,

В) с..экономил, сверх..интересно, от..утюжить,

Г) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный,

Д) пред..юбилейный, барел..еф, из..ясняться.

17. Укажите вариант с О после шипящих:

А) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Г) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

18. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес..ный, безопас..ный,

Б) вкус..ный, прекрас..ный,

В) горес..ный, радос..ный,

Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,

Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.

19. Выберите строку с приставкой без- :

А) бе..граничный, бе..заветный,

Б) бе..крайний, бе..цельный,

В) бе..конечный, бе..толковый,

Г) бе..правный, бе..совестный,

Д) бе..словесный, бе..шумный.

20. Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге:

А) центнер,

Б) копировать,

Г) газопровод,

Д) камбала.

2 вариант

1.Назовите непарный по глухости – звонкости согласный

2. В разделе «Фонетика» изучается:

А) правописание слов

Б) постановка знаков препинания

В) словарный состав языка

Г) состав слова

Д) звуки речи

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) яблоки

Г) соловьи

Д) скворцы

4. Раздел «Орфоэпия» изучает:

А) состав слова

Б) звуки речи

В) правописание слов

Г) словосочетание

Д) произношение слов

5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

6. Назовите основные средства графики.

Г) ударение

Д) произношение

7. Звуком речи является:

А) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,

Б) специальный вид письма

В) совокупность норм речи

Г) система ударений

Д) фиксация речи

8. Что называется графикой?

А) акустические свойства

Б) звуки человеческой речи

В) классификация звуков

Г) способы образования звуков

Д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи

9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:

А) р,й,з,г,ж

Б) к,г,ж,д,в

В) м,ч,ш,щ,л

Г) д,т,з,к,ф

Д) н,б,ц,в,м

10 . Какая буква обозначает два звука?

11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?

А) с ошибкой

В) с крылом

Д) с языком

12. Укажите слово, в котором есть звук О:

Б) огурец

В) слепок

Г) Москва

Д) кровля

13. Назовите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

Б) печаль

В) трясина

Г) портфель

Д) капуста

14 .В каком слове ударение падает на второй слог?

А) квартал

Б) каталог

В) дозвонишься

Г) средства

Д) некролог

15.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

А) лечить

Б) ядерный

Г) стажёр

Д) святое

16. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

А) фуражка, грибков

Б) сдача, сбить

В) сбегать, сделать

Г) сгоряча, сдвинуть

Д) сгореть, сгиб

17. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

А) вороб…и

Б) п…едестал

В) ин…екция

Г) бул…он

18. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

Д) сварщик

19. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес…ный, безопас…ный

Б) вкус…ный, прекрас…ный

В) горес…ный, радос…ный

Г) искус…ный, ровес…ник

Д) чудес…ный, блес…нуть

20. Укажите вариант с О после шипящих:

А) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,

Г) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.

Повторение.

Фонетика, орфография, графика.

Ответы

1 вариант

2 вариант

Морфемика. Словообразование.

Тест

1 вариант

1. В каком варианте верно определение : Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т. е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести :

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

4. Укажите слово, образованное по модели « ^^ »:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть .

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,

Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ∩^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□;

Б) ∩^□, ∩∩^□, ¬∩^□;

В) ¬∩^□, ∩^□, ¬∩□;

Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^;

Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□, ∩^^□.

8. Определите способ образования существительного учительская :

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный :

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.

10. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Д) кресло-кровать.

2 вариант

1 . Морфема – это…:

А) наименьшая значимая часть слова;

В) Буква;

Г) слово;

Д) словосочетание

2.Корень – это…:

А) состав слова

Б) центральный элемент структуры слова

В) основа слова

Г) логическое ударение

Д) система морфем

3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А) фонетикой

Б) синтаксисом

В) морфологией

Г) морфемикой

Д) фразеологией

4. Какие слова называются однокоренными?

А) Слова с одним лексическим значением

Б) слова с переносным значением

В) слова с прямым значением

Г) слова с одинаковым корнем

Д) слова с несколькими лексическими значениями

5. Найдите слово с нулевым окончанием:

Д) сильное


ТЕМА: ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА 1. ФОНЕТИКА: План а) звуки и буквы б) фонема в) слог г) фонетическая транскрипция д) ударение е) логическое ударение ж)изобразительно-выразительные средства фонетики 2. ОРФОЭПИЯ: а) варианты произношения согласных б) произношение иноязычных слов 3. ГРАФИКА.

1. ФОНЕТИКА Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звучащую речь. В центре внимания фонетики – звуки речи, особенности интонации, ударение. v Фонетика связана с морфологией, поскольку фонетические изменения отдельных грамматических форм определяются чередованием звуков на стыке частей слова – морфем. v

ЗВУКИ И БУКВЫ q Звуки относятся к единицам низшего уровня языка. q Звуки сами по себе ничего не значат, они создают звуковую оболочку слова. q На письме звуки передаются буквами. q Между буквами и звуками нет однозначных отношений. q Количество звуков превышает количество букв. q Одна буква может обозначать два звука. q Система согласных включает 21 букву и 36 согласных звуков. q Систему гласных составляют 10 букв. q Мягкость согласных на письме обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я. q Твёрдость или мягкость согласного передаётся также с помощью гласных букв или знаков Ъ, Ь.

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ Система гласных: § 10 букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. § 6 гласных звуков: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. Система согласных: § 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. § 36 согласных звуков: [б], [б’], [в’], [г’], [д’], [ж], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ц], [ч’], [ш] [щ’]. Мягкость согласных на письме обозначается буквами е, ё, ю, я. Твёрдость или мягкость согласного передаётся также с помощью букв или знаков ъ и ь.

ФОНЕМА Фонема, в отличие от звука, даёт только общее представление о звуке. Пример: в слове КОНЬ фонема /н/ характеризуется мягким звуком [н’] , а в слове СЛОН характеризуется твёрдым звуком [н]. Человек, свободно владеющий русской речью, не задумывается о различном звучании фонемы в словах, для иностранца это составляет большую проблему (ТАРЕЛЬКА вместо ТАРЕЛКА).

СЛОГ Слог – это сочетание звуков или звук, произносимый одним дыхательным толчком. Ø Слог составляет минимальную цепочку звуков. Ø Гласные, как наиболее звучные, образуют слоговые звуки. Ø Согласные, входящие в состав слога, имеют меньшую звучность и группируются вокруг гласных.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ Фонетическая транскрипция – это способ фиксации на письме звучащей речи. v В транскрипции звуки записываются в квадратные скобки. v Слова, записываемые в фонетические транскрипции, отличаются от орфографической записи слов.

УДАРЕНИЕ Ударение – это выделение усилением голоса одного из слогов в слове. Русское ударение: ü разноместное: может падать на разные слоги (Яблоня – на 1 -й слог; маш. Ина – на 2 -й слог; водоп. Ад – на 3 -й слог); ü силовое: ударный слог выделяется силой голоса; üподвижное: при изменении формы слова ударение может меняться (ож. Ить – Ожил – ожил. А).

В некоторых словах возможны варианты постановки ударения при произнесении: апартаменты – апартаменты, бижутерия – бижутерия, заржаветь – заржаветь, кета – кета, клаксон – клаксон, мизерный – мизерный, творог – творог, мускулистый – мускулистый, холеный – холёный и др. Несмотря на подвижность ударения, существуют слова, в которых ударение постоянно: вьюга – вьюги – о вьюге - вьюг – вьюгами и т. д. Не смещается ударение при образовании форм прилагательных, оканчивающихся на – абельный, -авный, -явный, -ативный (нормативный – нормативен, нормативно, нормативны). Ударение может играть смыслоразличительную роль (замок – замок).

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ УДАРЕНИЯ 1)Диалектное, территориальное влияние (жители отдалённых населённых пунктов ставят ударения, противоречащие нормам): ремень (норма) – ремень. 2)Социально-профессиональные условия: добыча (норма) – добыча, осуждённый (норма) – осужденный. 3)Внутренние, специфические особенности русского языка: созданный – создан, создано, созданы, но создана.

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ Это выделение голосом в высказывании значимого, несущего на себе смысловую нагрузку слова. Одним из распространённых примеров логического ударения в устной речи является паузирование. o Логическое ударение может сопровождаться словами-усилителями – это, именно, как раз, лишь, и, даже, единственно и т. д. o Логического ударение, как правило, ставится в конце предложения. o

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ К изобразительно-выразительным фонетическим средствам относятся ассонанс и аллитерация. Ассонанс – намеренный повтор гласных звуков внутри стиха: Хорошо в лесу болото, Скок лягушек, топь и мох. Повтор гласного о создаёт впечатление большого пространства, пустоты. Аллитерация – усиление выразительности художественной речи через повторы некоторых согласных звуков: Запевающий сон, зацветающий цвет. Исчезающий день, погасающий свет. Русская речь благозвучна. Неблагозвучием считаются: скопление гласных звуков на стыке слов (у Юлии и у Ольги); скопление одних и тех же согласных (рядом с трибуной выстроился строй); аббревиатуры (УНИИО, ГВЫТМ); тавтология – повтор одних и тех же корней в словах (удачно удалось, счастливый счастливчик).

2. ОРФОЭПИЯ Орфоэпия – это раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношение; совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым произносительным нормам. v Современное русское литературное произношение начало складываться в 18 веке на основе московского наречия. v В настоящее время наблюдается отход от старомосковских норм. v Изменение произношения связано с влиянием живой устной речи. Пример: старомосковские моло[шн]ик, було[шн]ая, кори[шн]евый в современном русском языке произносятся как моло[ч’н]ик, було[ч’н]ая, кори[ч’н]евый.

ОСОБЕННОСТИ НОРМИРОВАННОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ РУССКИХ ГЛАСНЫХ Аканье – произношение на месте буквы о в первом предударном слоге звука, близкого по своему звучанию к [а], например: [ба]леть, [ба]льшой. § Иканье произношение после мягких согласных на месте букв е, я, а в первом предударном слоге звука [иэ], близкого к [и], например: ап[иэ]льсин, б[иэ]жать, ч[иэ]сы. § Редукция гласных [а], [о] во втором предударном и заударных слогах (редуцированный гласный [ъ] – это краткий звук, похожий при произнесении на гласный [ы]), например: [бъ]рода. §

ОСОБЕННОСТИ НОРМИРОВАННОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ РУССКИХ СОГЛАСНЫХ Взрывной характер звука [г]: агент, агония, агрономия. Произнесение звука [в] в начале и в середине слова перед гласными и звонкими согласными: вбок, взять, внук, вдова, вверх, алфавит. Оглушение звука на конце слова: мороз – произносим как моро[с]. Ассимиляция – уподобление одного звука другому: сбежал – произносим как [з]бежал, легковесный – произносим как ле[х]ковесный.

ВАРИАНТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ Как правильно произнести слова – наро[чн]о или наро[шн]о, сча[стл]ивый или сча[сл]ивый? В русском языке возможны произношения сочетаний согласных. варианты Сочетание чт может произносится как [шт] и [чт]. v произносится [шт] в словах что, ни за что, не за что, чтобы, что-то, кое-что, что-нибудь. v произносится [чт] в словах прочти, почта, мечта, уничтожить и др. v произносится как [шт] и [чт] в слове ничто.

§ В соответствии с нормами московского произношения в словах с сочетанием чн традиционно произносилось [шн]: коне[шн]о, скворе[шн]ик, ску[шн]о, наро[шн]о, сливо[шн]ый, було[шн]ик, цвето[шн]ый, верёво[шн]ый, копее[шн]ый и др. § В современном литературном произношении [шн] обязательно лишь в немногих словах: скворе[шн]ик, яи[шн]ица, коне[шн]о; в остальных произносится [ч’н]: библиоте[ч’н]ый, сливо[ч’н]ый, то[ч’н]ый, Мле[ч’н]ый Путь и т. д. § В сочетании стл звук [т] может не произносится. без него произносятся слова сча[сл’]ивый, зави[сл’]ивый, сове[сл’]ивый, жало[сл’]ивый, уча[сл’]ивый, пако[сл’]ивый, коры[сл’]ивый, хва[сл’]ивый. В словах костлявый, постлать звук [т] сохраняется.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ В русском языке больше половины слов заимствованы из других языков. Некоторые слова адаптировались в русском языке настолько, что иногда бывает трудно определить, является ли произнесённое слово исконно русским или заимствованным (брюки, план, фабрика и др.)

v К словам иноязычного происхождения относится значительное количество слов с сочетанием дж: джем, джемпер, джинсы, джентльмен, колледж, лоджия и т. д. В исконно русских словах это сочетание звучит редко – отжил, поджидал. Произносится сочетание дж раздельно. v При произнесении заимствованных слов буква и звук [о] в безударной позиции совпадают: б[о]рдо, д[о]сье, б[о]монд, ш[о]ссе. v В отдельных случаях гласный [о] произносится также и в заударных слогах: вет[о], кред[о], маэстр[о], ради[о], Брун[о]. Оно характерно либо для заимствований 19 – начала 20 в. (бомонд), либо для слов, относящихся к профессиям (досье), либо для иностранных собственных имён (Джордано).

Все остальные слова иноязычного происхождения произносятся по правилам русского языка: кооператив – к[аа]перитив, гормоны – г[а]рмоны, рояль – р[а]яль. v v Произношение некоторых иноязычных слов не подчиняются какому-либо закону, и его надо запомнить: штемпель – ш[тэ]мпель, капелла – ка[пэ]лла, кафе – ка[фэ], кашне – каш[нэ], кибернетика – кибер[нэ]тика, коктейль – кок[тэ]йль, купе – ку[пэ].

3. ГРАФИКА Графика – это раздел науки о языке, в котором изучаются способы обозначения звуков языка на письме. В русском языке 33 буквы: 10 гласных и 21 согласная, 2 буквы не обозначают звука (ъ, ь). Ø Ø Ъ, Ь служат для передачи определённых звуковых особенностей. Ø Русский алфавит представляет прописные, строчные, печатные, рукописные буквы. Ø При фиксировании устной речи посредством букв встречаются трудности, связанные с обозначением на письме одной и той же фонемы.

СЛОГОВЫЙ ПРИНЦИП ГРАФИКИ Слоговым принципом графики называется различное написание одной и той же фонемы, который заключается в том, что чтение буквы определяется её сочетанием с другими буквами. В словах сбежать и разбросать фонема [з] обозначается на письме разными буквами: С и З соответственно. v v По-разному читается русская буква С в словах сжечь [ж], сшить [ш], сок [с], сбить [з]. v Слоговый принцип нарушается редко, в основном это касается заимствованных слов. В иноязычном слове партер буква Т произносится твёрдо, в русском слове терем буква Т произносится мягко. v Буквы Я, Ю, Ё, Е могут обозначать на письме либо один звук, как в словах песня [э], прясть [а], сюртук [у], лёгкий [о], либо два, как в словах поезд [й’э], яблоко [й’а], юбка [й’у], ёлка [й’о].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Что такое фонема? В чём разница между ассонансом и аллитерацией? Охарактеризуйте особенности русского произношения. В чём особенности произношения иноязычных слов в русском языке? Какова роль старомосковского произношения в формировании норм современного русского литературного языка? Охарактеризуйте варианты произношения гласных и согласных в русском языке. В чём заключаются особенности русской графики? Напишите доклад на одну из тем: Русское ударение. Вари анты ударения слов и форм слов. Варианты русского литературного произношения. Возникновение и развитие письма. Особенности звучащей речи.