Журнал юриста

Тесты по биологии. Вид, его критерии По ч дарвину наиболее напряженной является

Урок 2 ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ

Цели: сформировать понятие о виде, структуре вида, критериях; научить описывать особей видов по морфологическому критерию.

Оборудование: комнатные растения для проведения лабораторной работы.

Ход урока

I . Проверка знаний.

1. Тестирование.

1) Наследственную изменчивость Ч. Дарвин называл:

а) модификационной;

б)групповой;

в) неопределенной;

г) определенной.

2) Движущая сила эволюции (по Ч. Дарвину) видов - это:

а) искусственный отбор;

в) популяционные волны;

г) борьба за существование.

3) Материалом для эволюции служит:

а) борьба за существование;

б) естественный отбор;

в) модификационная изменчивость;

г) наследственная изменчивость.

4) Укажите неверное утверждение: «Результат действия ес-тественного отбора - это...»:

в) наследственная изменчивость;

г) образование новых видов.

5)Основная заслуга Ч.Дарвина состоит:

а) в формулировании биогенетического закона;

б) создании первой эволюционной теории;

в) разработка теории естественного отбора;

г) создании закона наследственных рядов.

6) По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

а) борьба за существование;

б) наследственная изменчивость;

в) естественный отбор;

г) все перечисленные.

7) Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

а) определенная;

б) модификационная;

в) групповая;

г) мутационная.

8) Способность организмов производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

а) наследственной изменчивости;

б) борьбы за существование;

в) вымирания;

г) видообразования.

9) Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

а) создаст новые виды;

б) доставляет материал для эволюции;

в) закрепляет созданный в процессе эволюции материал;

г) сохраняет наиболее полезные изменения.

10) Результатом действия естественного отбора не является:

а) приспособленность организмов к среде обитания;

б) многообразие органического мира;

в) борьба за существование;

г) совершенствование организации живых существ.

2. Задание.

Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их:

1) Не все (все) организмы изменчивы.

2) Все (не все) различия между организмами обязательно пе-редаются по наследству.

3) Организмы размножаются в арифметической (геометри-ческой) прогрессии, и все доживают до половозрелого со-стояния.

4) Жизненные ресурсы не ограничены (ограничены), и в борьбе за существование погибают только больные, ослаблен-ные особи (не только, но и менее приспособленные).

5) В результате борьбы за существование происходит естественный отбор - выживают те особи, которые располагают по-лезными в иных условиях свойствами.

3. Задание.

Установите соответствие между именем ученого и его вкла-дом в биологию.

Имя ученого

1.4. Лайель

2. Аристотель

3. К. Линней

4. К. Бэр 5.4. Дарвин

Заслуги ученых

а) Описал более 500 видов растений и животных, расположив их в опреде-ленном порядке.

б) При классификации использовал принцип соподчиненности система-тических категорий.

в) Сформулировал закон зародыше-вого сходства.

г) Изучая геологическую историю Земли, выдвинул идею движущих факторов эволюции Земли.

д) Вскрыл движущие силы и выявил причины протекания биологической эволюции.

4. Устные ответы у доски по вопросам в конце § 52, №3,4.

II . Изучение нового материала.

1. Вид.

Биологический вид - это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого по-томства; населяющих определенный ареал; обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков и сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической сре-дой.

Вид характеризуется целостностью и обособленностью. Це-лостность вида проявляется в том, что его особи могут жить и размножаться лишь взаимодействуя друг с другом - благодаря выработанным в процессе эволюции взаимным приспособлени-ям организмов: особенностям скоординированности строения материнского организма и эмбриона, системам сигнализации и восприятия у животных, общности территории и т. д.

Обособленность вида поддерживается репродуктивной изоляцией которая препятствует его смешению с другими видами при размножении. Изоляция обеспечивается различиями в строении половых органов, разобщенностью ар юн. расхожде-нием в сроках или местах размножения, различиями поведения и т. д. Благодаря изоляции виды не смешиваются друг с другом.

2. Критерии вида.

Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют критериями вида.

Морфологический Физиологический Биохимический

Признаки вида

Генетический Экологический Географический Исторический

. Морфологический критерий.

В основе морфологического критерия лежит сходство внеш-него и внутреннего строения особей одного вида.

Но особи в пределах вида иногда настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удается опре-делить вид. Вместе с тем существуют виды морфологически сходные, однако особи таких видов не скрещиваются между со-бой. Это виды-двойники.

. Генетический критерий.

Имеется в виду набор хромосом, свойственный конкретному виду. Виды обычно отличаются по числу хромосом или по осо-бенностям их строения, поэтому генетический критерий доста-точно надежен. Однако и он не абсолютен. Встречаются случаи, когда виды имеют практически не различимые по строению хромосомы. Кроме того, в пределах вида могут быть широко распространены хромосомные мутации, что затрудняет его точ-ное определение.

. Физиологический критерий.

В основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельно-сти особей одного вида, прежде всего сходство размножения. Представители разных видов, как правило, не скрещиваются, или потомство их бесплодно. Нескрещиваемость видов объ-ясняется различиями в строении полового аппарата, сроках размножения и др. Однако в природе есть виды, которые скрещиваются и дают плодовитое потомство (некоторые виды канареек, зябликов, тополей). Следовательно, физиологический критерий недостаточен для определения видовой принадлежности особей.

. Географический критерий.

Это определенный ареал, занимаемый видом в природе.

. Экологический критерий.

Основа экологического критерия - совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. Например, лютик едкий распространен на лугах и полях, в более сырых местах растет лютик ползучий; по берегам рек и прудов, на болотистых местах встречается лютик жгучий.

. Биохимический критерий.

Биохимический критерий позволяет различить виды по био-химическим параметрам (состав и структура определенных бел-ков, нуклеиновых кислот и других веществ).

. Исторический критерий.

Общность предков, единая история возникновения и развития вида.

Ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.

III. Закрепление.

Лабораторная работа

Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятия морфоло-гического критерия вида; закрепить умение составлять описа-тельную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные мате-риалы растений разных видов.

Ход работы

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, то есть опишите особенности их внешнего строения (осо-бенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Домашнее задание: § 53. Письменное задание: составить списки известных вам видов растений и животных, сгруппиро-вать известные вам виды по степени сходства: а) морфологиче-ского, б)экологического.

Тест по теме «Учение об эволюции органического мира»
1 В А Р И А Н Т

ЗАДАНИЕ № 1

УРОВЕНЬ «А» . При выполнении заданий этого уровня выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?

А) географическому

Б) экологическому

В) морфологическому

Г) генетическому

2. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями

Б) внутривидовую

В) межвидовую

Г) все перечисленные формы в равной степени

3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма

Б) популяции

В) вида

Г) биоценоза

4. Какие ароморфозы позволили пресмыкающимся полностью освоить наземно-воздушную среду

А) роговой покров, развитые легкие

Б) пятипалая конечность, живорождение

В) покровительственная окраска, способность к регенерации

Г) четырехкамерное сердце, теплокровность

5. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

А) определенная

Б) модификационная

В) групповая

Г) мутационная

6. Главный фактор, объединяющий особей одного вида в отдельную популяцию:

А) свободное скрещивание особей друг с другом

Б) сходство внешнего и внутреннего строения особей друг с другом

В) одинаковый хромосомный набор особей: форма и число хромосом

Г) общая территория (ареал), занятая особями в природе

7. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем:

А) ароморфоза

Б) идиоадаптации

В) общей дегенерации

Г) направленной эволюции

8. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:

А) существование реликтовой кистеперой рыбы латимерии

Б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки березовой пяденицы

В) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах

Г) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами

9. Движущая форма отбора обычно приводит:

А) к уничтожению особей с отклонениями от прежней нормы реакции

Б) сужению прежней формы реакции

В) расширению прежней нормы реакции

Г) сдвигу прежней нормы реакции

10. Микроэволюция приводит к образованию новых:

А) семейных групп

Б) подвидов и видов

В) родов

Г) отрядов и семейств

11. Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

А) биологическом прогрессе

Б) развитии по пути дегенерации

В) биологическом регрессе

Г) развитии по пути ароморфоза

12. Борьба с неблагоприятными условиями среды в результате эволюции:

А) снижает сопротивляемость организмов

Б) ведет к выживанию наиболее жизнеспособных особей

В) ведет к вымиранию вида

Г) способствует совершенствованию свойств вида

13. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

А) создает новые виды

Б) популяции

В) вида

Г) биоценоза

14. Изоляция – это фактор эволюции, который:

А) не влияет на скорость видообразования

Б) замедляет процесс формирования приспособленности

В) не препятствует смешиванию популяции внутри вида

Г) ускоряет эволюционный процесс

15. Результатом действия естественного отбора не является:

А) приспособленность организмов к среде обитания

Б) многообразие органического мира

В) борьба за существование

Г) совершенствование организации живых существ

ЗАДАНИЕ № 2

УРОВЕНЬ «В». Выберите несколько ответов из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

А) превращение передних конечностей в ласты

Б) дыхание кислородом, растворенным в воде

В) дыхание кислородом воздуха

Г) обтекаемая форма тела

Д) развитый толстый подкожный слой жира

Е) постоянная температура тела

В2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и характеризующими их признаками:

ХАРАКТЕРИСТИКИ: НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ:

1) многообразие видов А) биологический прогресс

2) ограниченный ареал Б) биологический регресс

3) небольшое число видов

4) широкие экологические адаптации

5) широкий ареал

6) уменьшение числа популяций

2 В А Р И А Н Т

ЗАДАНИЕ № 1

УРОВЕНЬ «А». При выполнении заданий этого уровня выберите один правильный ответ из четырех

1. Укажите пример идиоадаптаций:

А) возникновение семени у голосеменных

Б) возникновение плода у цветковых

В) возникновение у цветковых нектарников, привлекающих насекомых

Г) появление фотосинтеза у растений

2. Гомологичные органы у разных организмов образовались в результате

А) конвергенции

Б) идиоадаптации

В) дивергенции

Г) ароморфоза

3. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

А) распадения или расширения исходного ареала

Б) искусственного отбора

В) изоляции популяций внутри старого ареала

Г) дрейфа генов

4. Каковы последствия движущего отбора?

А) сохранение старых видов

Б) поддержание нормы реакции

В) появление новых видов

Г) устранение особей с новыми мутациями

5. Образование новых видов в природе происходит в результате:

А) методического отбора

Б) искусственного отбора

В) деятельности человека

Г) взаимодействия движущих сил эволюции

6. Укажите неверное утверждение: «В процессе эволюции борьба с неблагоприятными условиями приводит. . .»

А) повышению сопротивляемости организмов

В) вымиранию вида

Б) выживанию наиболее жизнеспособных особей

Г) совершенствованию вида

7. Фактор эволюции, основу которого составляет возникновение преград к свободному скрещиванию особей, называют:

А) модификацией

Б) естественным отбором

В) изоляцией

Г) популяционными волнами

8. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?

А) сохранение старых видов

Б) сохранение нормы реакции

В) появление новых видов

Г) сохранение особей с неизменными признаками

9. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий характер имеет:

А) естественный отбор

Б) искусственный отбор

В) изоляция

Г) борьба за существование

10. Примером ароморфоза является:

А) уплощение тела у донных рыб

Б) покровительственная окраска

Г) возникновение полового процесса

11. К идиоадаптациям следует отнести:

А) многоклеточность

Б) четырехкамерное сердце млекопитающих

В) игольчатые листья растений пустынь

Г) все перечисленные эволюционные изменения

12. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:

А) размножение организмов

Б) образование новых видов в природе

В) мутационный процесс

Г) изоляция популяций

13. Естественный отбор считают направляющим фактором эволюции, так как в его результате сохраняются особи:

А) с нейтральными изменениями

Б) разнообразными изменениями

В) мелкими наследственными изменениями

Г) изменениями, соответствующими среде обитания

14. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

А) наследственной изменчивости

Б) борьбы за существование

В) вымирания

Г) видообразования

15. Борьба за существование играет большую роль в эволюции:

А) сохраняет особей преимущественно с полезными признаками

Б) сохраняет особей с любыми наследственными изменениями

В) поставляет материал для отбора

Г) обостряет взаимоотношения между особями

ЗАДАНИЕ № 2

УРОВЕНЬ «В»

В 1. Выберите несколько ответов из шести и запишите их в алфавитном порядке.

Результатом эволюции является:

А) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

Б) появление новых засухоустойчивых сортов растений

В) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

Г) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

Д) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

Е) получение высокопродуктивных бройлерных кур

В 2.Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом:

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОТБОРА

1) действует в природе постоянно А) естественный

2) сохраняет особей с признаками, Б) искусственный

интересующими человека

3) сохраняет особей с полезными для них признаками

4) обеспечивает формирование приспособленности

5) приводит к возникновению новых видов

6) способствует созданию новых пород животных

КЛЮЧ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ»

1 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЕ № 1.

УРОВЕНЬ «А» ОТВЕТ: 1Б, 2Б, 3Б, 4А, 5Г, 6Г, 7А, 8А, 9Г, 10Б, 11А, 12Г, 13Б, 14Г, 15В

ЗАДАНИЕ № 2.

УРОВЕНЬ «В».

В1 – А, Г, Д

В2 - 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5А, 6Б

ЗАДАНИЕ № 3.

УРОВЕНЬ «С».

С 1. Элементы ответа:

1) дало возможность использовать в пищу разные корма;

2) способствовало ослаблению конкуренции;

3) в связи с дивергенцией признаков и изоляцией популяций произошло образование новых видов.

ВАРИАНТ № 2

ЗАДАНИЕ №1.

УРОВЕНЬ «А» ОТВЕТ: 1В, 2Б, 3А, 4В, 5Г, 6В, 7В, 8А, 9А, 10Г, 11В, 12Б, 13Г, 14Б, 15Г

ЗАДАНИЕ № 2.

УРОВЕНЬ «В»

В 1 – А. Г, Д

В 2 - А1, Б2, В1, Г1, Д1, Е1

ЗАДАНИЕ № 3

УРОВЕНЬ «С»

С 1. Элементы ответа:

1) тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дня;

2) способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи;

3) приспособленность нарушается при движении рыбы, она становится доступной для врагов. В этом состоит относительный характер приспособления.

К Р И Т Е Р И И О Ц Е Н К И

За каждое правильно выполненное задание уровня «А» дается по одному баллу. Максимальное количество баллов, которое можно получить – пятнадцать.

За правильно выполненное задание В1 можно получить три балла, т.е. за каждый ответ по одному баллу. За выполнение задания В2 максимально можно получить также три балла, т.е. за шесть ответов по 0,5 балла. Всего правильное выполнение заданий части «В» дает шесть баллов.

За выполнение задания № 3 (уровень «С») можно получить три балла, если ответ правильный и полный, включает все элементы ответа, не содержит биологических ошибок.

«5» - 24 – 21 балл

«4» - 20 – 16 баллов

«3» - 15 – 10 баллов

«2» - 9 баллов и меньше

21.01.2017 2058 179 Салыкова Мира Маркеновна

ВАРИАНТ – 2
1. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:
А) борьба за существование; В) естественный отбор;
Б) наследственная изменчивость; Г) все перечисленные.
2. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:
А) определённая; В) групповая;
Б) модификационная; Г) мутационная.
3. Движущая форма отбора обычно приводит к:
А) уничтожению особей с отклонениями В) расширению прежней нормы реакции;
от прежней нормы реакции;
Б) сужению прежней нормы реакции; Г) сдвигу прежней нормы реакции.
4. Аналогичными органами являются:
А) жабры рака и жабры рыбы; В) листья берёзы и иголки кактуса;
Б) лапа собаки и крыло птицы; Г) все перечисленные пары.
5. В эпоху оледенения жили:
А) кроманьонцы; В) синантропы;
Б) неандертальцы; Г) все перечисленные.
6. Продуктивностью экосистемы называется:
А) её суммарная биомасса; В) суммарная биомасса продуцентов;
Б) прирост этой биомассы за единицу времени; Г) суммарная биомасса консументов.
7.В клетках прокариот имеются:
А) ядра; В) митохондрии;
Б) рибосомы; Г) все перечисленные органоиды.
8. Согласно взглядам А.И.Опарина основными источниками энергии для абиогенного синтеза органических веществ из неорганических на древней Земле были:
а) электрические снаряды; б) ультрафиолетовое излучение;

9.Жизнь на Земле возникла:
а)первоначально на суши; б) первоначально в океане;
10. Гипотеза панстермии предполагает
а) жизнь занесена на нашу планету извне;
б) жизнь возникала неоднократно из неживого вещества;
в)постепенное возникновение жизни на Земле из неорганических веществ
путём длительной абиогенной молекулярной эволюции;
г) жизнь существовала всегда.
11. Ген относится к структурно-функциональной единице уровня организации жизни
А)организменного Б)молекулярно-генетического В)органоидно-клеточного Г)популяционно-видового
12. Популяцией называется совокупность особей того или иного вида, занимающих определенную территорию и


13 Главной причиной биологического регресса многих видов в настоящее время является:
А) изменение климата Б) хозяйственная деятельность человека
В) изменение рельефа Г) увеличение численности хищников.
14. Наука цитология изучает:


15. Водоём, заселённый разнообразными видами растений и животных – это:
16. Теорию абиогенеза поддерживал:
а) Аристотель; б)Ф.Реди; в)Л.Пастер; г)К.Линней
17. Изменения, которые не передаются по наследству и возникают как приспособления к внешней среде, называют:
А) неопределёнными Б) индивидуальными В) мутационными
Г) модификационными
18. Дезоксирибонуклеиновая кислота – это уровень организации живой природы:
19. К древним людям относят:

20. Приспособленность в процессе эволюции возникает в результате:

ВАРИАНТ – 3
1. Дезоксирибонуклеиновая кислота – это уровень организации живой природы:
А) клеточный; Б) молекулярный;
В) организменный; Г) популяционный
2. Наука цитология изучает:
А) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов;
Б) строение органов и системы органов многоклеточных организмов;
В) фенотип организмов разных царств;
Г) морфологию растений и особенности их развития.
3. К древним людям относят:
А) неандертальца Б) питекантропа
В) синантропа Г) кроманьонца.
4. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они:
А) питаются сходной пищей; Б) имеют примерно одинаковые параметры тела
В) имеют немногочисленное потомство; Г) относятся к классу млекопитающих.
5. Приспособленность в процессе эволюции возникает в результате:
А) географической изоляции Б) взаимодействия движущих сил эволюции
В) мутационной изменчивости Г) искусственного отбора.
6. Водоём, заселённый разнообразными видами растений и животных – это:
А) биогеоценоз Б) ноосфера В) биосфера Г) агроэкосистема.
7. Жизнь на Земле возникла:
а) первоначально на суши; б) первоначально в океане;
в) на границе суши и океана; г) одновременно на суши и океане.
8. Дезоксирибонуклеиновая кислота – это уровень организации живой природы:
А) клеточный; Б) молекулярный; В) организменный; Г) популяционный
9. Популяцией называется совокупность особей того или иного вида, занимающих определенную территорию и
А)обладающих общим генофондом
Б)сходных между собой по всем признакам внешнего строения
В)имеющих различные препятствия для свободного скрещивания
Г)не конкурирующих между собой за пищу и другие благоприятные условия окружающей среды
10. Согласно взглядам А.И.Опарина основными источниками энергии для абиогенного синтеза органических веществ из неорганических на древней Земле были:
а) электрические снаряды;
б) ультрафиолетовое излучение;
в)тепловые излучения от извержения вулканов;
г) энергия химических реакций
11. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия:
А) наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора
Б) ненаследственных изменений и сезонных изменений в природе
В) приспособленности организмов и искусственного отбора
Г) абиотических факторов среды
12. . Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:
А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую;
Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени.

Вариант 1
ОТВЕТ: 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – В, 5 – В, 6 – Б, 7 – Г, 8 – Б, 9 – Г, 10 – Б,
11 – В, 12 – В, 13 – Б, 14 – В, 15 – А, 16 – А, 17 – Б, 18 – А, 19 – А,
20 – Г.

Вариант 2
ОТВЕТ: 1 – Г, 2 – Г, 3 – Г, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – Б, 8 – Г, 9 – А, 10 – А,
11 – Б, 12-А, 13-Б, 14-А, 15-А, 16-А, 17-Г, 18-Б, 19-А, 20-Б

Вариант 3
Ответы: 1 – Б, 2 – А, 3 – а, 4 – В, 5 – Б, 6 – А, 7 – Б, 8 – Б, 9 – А
10 – Г, 11 – А, 12 – Б, 13 – В, 14 – А, 15 – Б, 16 – Г, 17 – А, 18 – А,
19 – Б, 20 – Б.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

ВАРИАНТ – 1.

1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора;

Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов.

2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую;

Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени.

3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма; В) вида;

Б) популяции; Г) биоценоза.

4.Гомологичными органами являются:

А) лапа кошки и нога мухи; В) чешуя рептилий и перья птицы;

Б) глаз человека и глаз паука; Г) крыло бабочки и крыло птицы.

5. К обезьянолюдям относят:

А) кроманьонца; В) питекантропа;

Б) австралопитека; Г) неандертальца.

6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют:

А) стимулирующим; В) абиотическим;

Б) лимитирующим; Г) антропогенным

7. Эукариоты:

А) способны к хемосинтезу; В) не имеют многих органоидов;

Б) имеют ДНК кольцевой формы; Г) имеют ядро с собственной оболочкой.

8. Общим признаком растительной и животной клетки является:

А) гетеротрофность; В) наличие хлоропластов;

Б) наличие митохондрий; Г) наличие жёсткой клеточной стенки.

9. Биополимерами являются:

А) белки; В) нуклеиновые кислоты;

Б) полисахариды; Г) всё перечисленное.

10. Урацил образует комплиментарную связь с:

А) аденином В) цитозином

Б) тимином Г) гуанином.

11. Гликолизом называется:

А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;

Б) бескислородное расщепление глюкозы;

В) полное расщепление глюкозы; Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена.

12. Очерёдность стадии митоза следующая:

А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза; В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза;

Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза; Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза;

13. Удвоение хромосом происходит в:

А) интерфазе В) метафазе

Б) профазе Г) телофазе

14. В анафазе митоза происходит расхождение:

А) дочерних хромосом В) негомологичных хромосом

Б) гомологичных хромосом Г) органоидов клетки.

15. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у:

А) осетра В) ящерицы

Б) лягушки Г) курицы.

16. из эктодермы образуются:

А) мышцы В) скелет

Б) лёгкие Г) органы чувств.

17. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:

А) 25% Б) 50% В) 75% Г) 100%

18. Сцепленными называют гены, находящиеся в:

А) одной хромосоме В) половых хромосомах

Б) гомологичных хромосомах Г) аутосомах.

19. Мутации проявляются фенотипически:

А) всегда В) только в гомозиготном состоянии

Б) только в гетерозиготном состоянии Г) никогда.

20. Полиплоидия заключается в:

А) изменении числа отдельных хромосом В) изменении структуры хромосом

Б) кратном изменении гаплоидного числа хромосом; Г) изменении структуры отдельных генов.

ОТВЕТ: 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – В, 5 – В, 6 – Б, 7 – Г, 8 – Б, 9 – Г, 10 – А, 11 – Б, 12 – Б, 13 – А, 14 – А, 15 – Г, 16 – Г, 17 – В, 18 – А, 19 – В, 20 – Б.

Проверочный тест по биологии 11 класс. (1)

ВАРИАНТ – 2

1. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

А) борьба за существование; В) естественный отбор;

Б) наследственная изменчивость; Г) все перечисленные.

2. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

А) определённая; В) групповая;

Б) модификационная; Г) мутационная.

3. Движущая форма отбора обычно приводит к:

А) уничтожению особей с отклонениями В) расширению прежней нормы реакции;

от прежней нормы реакции;

Б) сужению прежней нормы реакции; Г) сдвигу прежней нормы реакции.

4. Аналогичными органами являются:

А) жабры рака и жабры рыбы; В) листья берёзы и иголки кактуса;

Б) лапа собаки и крыло птицы; Г) все перечисленные пары.

5. В эпоху оледенения жили:

А) кроманьонцы; В) синантропы;

Б) неандертальцы; Г) все перечисленные.

6. Продуктивностью экосистемы называется:

А) её суммарная биомасса; В) суммарная биомасса продуцентов;

Б) прирост этой биомассы за единицу времени; Г) суммарная биомасса консументов.

7.В клетках прокариот имеются:

А) ядра; В) митохондрии;

Б) рибосомы; Г) все перечисленные органоиды.

8. Лейкопласты – это органоиды клетки, в которых:

А) осуществляется синтез белка; В) находятся пигменты красного и жёлтого цвета;

Б) осуществляется процесс фотосинтеза; Г) накапливается крахмал.

9. Нуклеотиды в нити молекулы ДНК соединяются следующей связью:

А) ковалентной; В) пептидной;

Б) водородной; Г) дисульфидными мостиками.

10. Транскрипция – это:

А) синтез молекулы и-РНК В) доставка аминокислот к рибосомам

по матрице одной из цепей ДНК; во время синтеза белка;

Б) перенос информации с и-РНК на белок Г) процесс сборки белковой молекулы.

во время его синтеза;

11. Синтез АТФ в клетке происходит в процессе:

А) гликолиза; В) клеточного дыхания;

Б) фотосинтеза; Г) всех перечисленных.

12.Самой продолжительной фазой митоза является:

А) профаза; В) анафаза;

Б) метафаза; Г) телофаза.

13.Редукция числа хромосом происходит во время:

А) анафазы митоза; В) II деления мейоза;

Б) I деления мейоза; Г) во всех перечисленных случаях.

14. Биологическое значение мейоза заключается в обеспечении:

А) генетической стабильности; В) генетической изменчивости;

Б) регенерации тканей и увеличения Г) бесполого размножения.

числа клеток в организме;

15. Нервная система образуется из:

А) эктодермы; В) мезодермы;

Б) энтодермы; Г) нет верного ответа.

16. Из мезодермы образуются:

А) лёгкие; В) кровеносная система;

Б) нервная система; Г) органы чувств.

17. Сколько типов гамет образуют дигетерозиготные особи:

А) один; В) четыре;

Б) два; Г) нет верного ответа.

18. К мутационной изменчивости относятся:

А) изменения в хромосомах; В) изменения, передающиеся по наследству;

Б) изменения в генах; Г) все перечисленные.

19. Основным источником комбинативной изменчивости является:

А) перекрест хромосом В) независимое расхождение хроматид

В профазе I деления мейоза; в анафазе II деления мейоза;

Б) независимое расхождение Г) все перечисленные процессы в равной степени.

гомологичных хромосом

в анафазе I деления мейоза;

20. Межлинейная гибридизация культурных растений приводит к:

А) сохранению прежней продуктивности; В) повышению продуктивности;

Б) выщеплению новых признаков; Г) закреплению признаков.

ОТВЕТ: 1 – Г, 2 – Г, 3 – Г, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – Б, 8 – Г, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – А, 13 – Б, 14 – В, 15 – А, 16 – В, 17 – В, 18 – Г, 19 – Г, 20 – В.

ВАРИАНТ – 1.

1. Дезоксирибонуклеиновая кислота – это уровень организации живой природы:

А) клеточный; Б) молекулярный;

В) организменный; Г) популяционный

2. Наука цитология изучает:

А) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов;

Б) строение органов и системы органов многоклеточных организмов;

В) фенотип организмов разных царств;

Г) морфологию растений и особенности их развития.

3. Белки в клетки синтезируются:

А) в цитоплазме; Б) в лизосомах;

В) на рибосомах; Г) в комплексе Гольджи.

4. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию:

А) гормональную Б) сигнальную

В) ферментативную Г) информационную.

5. Транспортная РНК – это:

А) белок Б) жир

В) фермент Г) нуклеиновая кислота.

6. Конъюгация хромосом характерна для процесса:

А) оплодотворения Б) профазы второго деления мейоза

В) митоза Г) профазы первого деления мейоза

7. Бластула состоит из полости и:

А) двух слоёв клеток Б) соединительной ткани

В) одного слоя клеток Г) эпителиальной ткани.

8. Какие клетки передают потомству мутации при половом размножении:

А) эпителиальные Б) мышечные

В) гаметы Г) нейроны.

9. К древним людям относят:

А) неандертальца Б) питекантропа

В) синантропа Г) кроманьонца.

10. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они:

А) питаются сходной пищей; Б) имеют примерно одинаковые параметры тела

В) имеют немногочисленное потомство; Г) относятся к классу млекопитающих.

11. К агроэкосистемам относят:

А) смешанный лес Б) заливной луг

В) зарастающее озеро Г) пшеничное поле.

12. Приспособленность в процессе эволюции возникает в результате:

А) географической изоляции Б) взаимодействия движущих сил эволюции

В) мутационной изменчивости Г) искусственного отбора.

13. Цитоплазма в клетке не выполняет функцию:

А) транспорта веществ Б) внутренней среды

В) осуществления связи между ядром и органоидами; Г) фотосинтеза.

14. Способность плазматической мембраны окружать твёрдую частицу пищи и перемещать её внутрь клетки лежит в основе процесса:

А) диффузии Б) осмоса

В) фагоцитоза Г) пиноцитоза.

15. Где протекает анаэробный этап гликолиза?

А) в митохондриях Б) в лёгких

В) в пищеварительной трубке Г) в цитоплазме.

16. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы:

А) Ав, вв Б) Ав, ав

В) Аа, АА Г) Аа, вв.

17. При скрещивании гетерозиготных растений с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В – доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВв, ааВв, Аавв, аавв в соотношении:

А) 3:1, Б) 9:3:3:1

В) 1:1:1:1 Г) 1:2:1.

18.Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

А) 44 аутосомы +ХY Б) 23 аутосомы +Х

В) 44 аутосомы +ХХ Г) 23 аутосомы +Y.

19. Значительная часть мутаций не проявляется в фенотипе потомства, так как они6

А) не связанны с изменением генов Б) не связанны с изменением хромосом

В) носят доминантный характер Г) носят рецессивный характер.

20. Водоём, заселённый разнообразными видами растений и животных – это:

А) биогеоценоз Б) ноосфера

В) биосфера Г) агроэкосистема.

Ответы : 1 – Б, 2 – А, 3 – В, 4 – В, 5 – Г, 6 – Г, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – Б, 13 – Г, 14 – В, 15 – Г, 16 – Б, 17 – В, 18 – В, 19 – Г, 20 – А.

Проверочный тест по биологии 11 класс. (2)

ВАРИАНТ – 2

1. Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царства живой природы, используют метод:

А) микроскопирования Б) прогнозирования

В) сравнения Г) моделирования

2. согласно клеточной теории в эукариотических клетках обязательно есть:

А) клеточная стенка Б) ядро

В) вакуоли Г) пластиды

3. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают:

А) рибосомы Б) хромосомы

В) митохондрии Г) лизосомы

4. Структура молекулы ДНК представляет собой:

А) две спирально закрученные одна вокруг другой полинуклеотидные нити

Б) одну спирально закрученную полинуклеотидную нить

В) две спирально закрученные полипептидные нити

Г) одну прямую полипептидную нить.

5. На подготовительном этапе энергетического обмена энергия:

А) поглощается в виде тепла Б) выделяется в виде тепла

В) поглощается цитоплазмой клетки Г) выделяется за счёт расщепления АТФ.

6. «Преобладающий признак одного из родителей» Г. Мендель назвал:

А) рецессивным Б) доминантным

В) гомозиготным Г) гетерозиготным

7. При скрещивании гетерозиготы с гомозиготой доля гомозигот в потомстве составит:

А) 0% Б) 25% В) 50% Г) 100%

8. Изменения, которые не передаются по наследству и возникают как приспособления к внешней среде, называют:

А) неопределёнными Б) индивидуальными

В) мутационными Г) модификационными.

9. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости был установлен:

А) В.И. Вернадским Б) И.В. Мичуриным

В) Н.И. Вавиловым Г) Т. Морганом.

10. Наличие у человека, как и у других млекопитающих животных, живорождения, выкармливания детёнышей молоком свидетельствует:

А) о более высоком уровне развития человека; Б) об их дивергентной эволюции

В) об историческом развитии класса млекопитающих; Г) об их родстве.

11. Обмен веществ в клетке состоит из процессов:

А) возбуждения и торможения Б) пластического и энергетического обмена

В) роста и развития Г) транспорта гормонов и витаминов.

12. К продуцентам в экосистемах относят:

В) сапрофитные бактерии Г) грибы.

13. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия:

А) наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора

Б) ненаследственных изменений и сезонных изменений в природе

В) приспособленности организмов и искусственного отбора

Г) абиотических факторов среды

14. Главной причиной биологического регресса многих видов в настоящее время является:

А) изменение климата Б) хозяйственная деятельность человека

В) изменение рельефа Г) увеличение численности хищников.

15. Ядро играет большую роль в клетке, так как оно участвует в синтезе:

А) глюкозы Б) клетчатки

В) липидов Г) нуклеиновых кислот.

16. Вещества, способные в живом организме образовывать с водой водородные связи или вступать в электростатическое взаимодействие, являются:

А) гидрофобными Б) гидрофильными

В) нейтральными Г) щелочными.

17. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты Б) белка до аминокислот

В) крахмала до глюкозы Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

18. При делении клеток животных и растений основным источником энергии являются молекулы:

А) АТФ Б) тРНК В) иРНК Г) ДНК.

19. Разнообразие подводных и надводных листьев стрелолиста – пример:

А) модификационной изменчивости Б) действия мутогенов

В) комбинативной изменчивости Г) различия в генотипах разных клеток

20. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди:

А) неандертальцев Б) кроманьонцев

В) австралопитеков питекантропов

Ответы : 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – В, 8 – Г, 9 – В, 10 – Г, 11 – Б, 12 – А, 13 – А, 14 – Б, 15 – Г, 16 – Б, 17 – А, 18 – А, 19 – А, 20 – Б.

Теория эволюции Ч. Дарвина и А. Уоллеса.

Основные положения:

1. Все виды живых организмов возникли естественным путем.

2. Организмы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались.

3. Основа преобразования видов – изменчивость, наследственность и естественный отбор. Отбор осуществляется через взаимодействия организмов друг с другом и факторами окружающей среды. Эти взаимодействия носят название – борьба за существование.

4. Выживают и дают полноценное потомство особи, наиболее приспособленные к изменяющимся условиям окружающей среды.

Синтетическая теория эволюции – это переосмысление ряда положений дарвинизма с позиций генетики (С. Четвериков, Дж. Холдейн, Н. Тимофеев-Ресовский, Р. Фишер). Она характеризуется как теория эволюции, происходящей путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически.

Основные положения:

1. Элементарной единицей эволюции является популяция.

2. Материалом для эволюции является мутационная и комбинационная изменчивость.

3. Естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов.

4. Видом является группа популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов.

5. Видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется в условиях географической изоляции.

Процесс образования из видов новых родов, из родов – семейств, из семейств – отрядов и т.д. называется макроэволюцией. В отличие от микроэволюции, протекающей внутри популяции, макроэволюция – эволюция надвидовая и очень длительная.

Доказательством эволюционных процессов служат палеонтологические, морфологические, эмбриологические и биохимические данные.

Выделяют три основных направления эволюции.

Ароморфоз эволюционные изменения, приводящие к качественно новому уровню организации (многоклеточность, центральная нервная система, фотосинтез). Благодаря ароморфозу возникают новые крупные таксономические единицы: типы (отделы), классы.

Идиоадаптация – небольшие эволюционные изменения, выражающиеся в приспособлении к окружающей среде. Повышения уровня организации при этом не происходит. Благодаря идиоадаптации образуются мелкие таксономические группы: виды, роды, семейства.

Мутации постоянно возникают в популяциях под влиянием факторов и вызывают изменения ее генофонда. Популяционные волны - это явление колебания численности популяций, которые связаны с периодическими изменениями интенсивности факторов внешней среды (смена времен года, количеством выпадающих осадков, колебаниями температуры).

Изоляция способствует предотвращению скрещивания особей разных частей популяции между собой и приводит к расхождению признаков в пределах одного вида.

Географическая изоляция приводит к разрыву единого ареала вида на разобщенные между собой части и препятствует скрещиванию Причины ее появления – возникновение гор, новых рек, проливов и т.п.

Экологическая изоляция основана на различиях в расселении или во времени размножения. Например, некоторые виды лососевых нерестятся через год, причем в одних и тех же реках в один год нерестится одна популяция рыб, а в другой – другая.

Биологическая изоляция связана с различиями в строении половых органов, в брачных песнях, ритуалах ухаживания, выделяемых запахах и др.

Наибольшее значение в эволюционном процессе имеет естественный отбор . Он играет творческую роль в природе, выделяя из ненаправленных наследственных изменений только те, которые приводят к образованию новых групп особей, которые окажутся более приспособлены к новым условиям среды.

Советский биолог И.И. Шмальгаузен развил (1946) представление о групповом отборе – выживании популяций, видов, родов, семейств, отрядов и т.п. Но т.к. групповой отбор происходит на основе переживания организмов, из которых складываются эти группы, ведущую роль в эволюции играет и индивидуальный естественный отбор – отбор наиболее приспособленных особей.