Журнал юриста

Молодежная культура. «Социальные процессы в современной России»

16. Американский политолог Р. Такер приводит такой пример: в какой-то стране Х большинство граждан убеждены, что чиновники, берущие взятки, ведут себя дурно. Между тем, несмотря на мнение большинства, чиновники продолжают собирать мзду. Что характеризует политическую культуру данной страны?

а) убеждения граждан;

б) поведение чиновников;

в) и то, и другое;

г) ни то, ни другое.

17. Приведите примеры мифов, сюжетами и темами которых были бы :

а) заговор;

б) представления о золотом веке;

в) действия героя-спасателя;

г) необходимость единства в борьбе против…

18. Назовите основные государственные символы Республики Беларусь. объясните их смысл. Сравните свой ответ с ответами товарищей, выявите общие черты в интерпретации символов. Чем объясняется одинаковое толкование символов?


ІХ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний:

а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим властью, греховен, алчен»;

б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;

в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;

г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»;

д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;

е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;

ж) «Равенство - это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;

з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить»;

и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;

к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»;

л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;

м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;

н) «Равенство - это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода - это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;

о) «Государство - это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

2. О. Бисмарк отмечал, что легитимно то правительство, у которого больше пушек. Прокомментируйте это положение. Согласны ли Вы с мнением известного в прошлом политического деятеля?

3. Вашему вниманию предлагаются тезисы либерализма. Сформулируйте антитезисы с позиций консерватизма:

а) государство - продукт общественного договора;

б) индивидуальные права и свободы выше прав государства и общества;

в) примат прав и свобод личности, которые являются священными, неотчуждаемыми;

г) абсолютная ценность "Я";

д) ограничение функций государства ролью "ночного сторожа";

е) свобода от духовного подчинения церкви;

ж) каждый способен самостоятельно формулировать моральные ценности;

з)неравенство людей - естественный факт;

и) реформы на основе НТР;

к) главная роль в общественном прогрессе отводится знаниям, их накоплению, совершенствованию, творческому применению.

4. Мировой опыт свидетельствует: практическая реализация идей социального либерализма требует определенного уровня развития производительный сил, определенной социальной структуры и определенных политических и культурных традиций. Ориентация на либерализм при отсутствии или неразвитости их чревата серьезными общественными катаклизмами, не торжеством либеральной демократии в политике и на производстве, а становлением тех или иных форм жесткой капиталистической эксплуатации и угнетения.

На Ваш взгляд, у нас есть все необходимое и достаточное для перехода к либеральной демократии?

5. Представители неолиберализма считают, что благополучно обстоят дела в тех обществах, где гражданское общество активно, а государство пассивно.

С точки зрения Р.Арона, демократические режимы функционируют хорошо тогда, когда мотор заложен в самом гражданском обществе, а тормоз - в правительстве.

Согласны ли Вы с указанной концепцией? Аргументируйте свою позицию.

6. Английский философ Э. Берк, классик, английского традиционного консерватизма утверждал "даже когда я изменяю..., я должен сохранять. Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется".

Другой англичанин М. Оукшотт подчеркивал, что "быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано - тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное - безграничному, близкое – да-

лекому, достаточное - изобилию, обычное - совершенному, сегодняшнее веселье - утопическому блаженству".

7. Сгруппируйте предлагаемые политические идеи неолиберализма и неоконсерватизма:

а) правовое равенство граждан, политический плюрализм;

в) политической деятельностью могут заниматься только профессионалы (элитизм);

г) акцент на реализации принципа социальной справедливости;

д) социальные выплаты порождают иждивенчество, "революцию растущих притязаний";

е) социальное равенство - равенство возможностей, но не равенство условий и результатов;

ж) частная собственность, свободная конкуренция, рыночные отношения - основы эффективной экономики.

8. Ортега-и-Гассет, один из видных идеологов современного консерватизма, главную опасность человечества видит в политизации человека, в превращении его в "политическое животное". Он выступает за примат религии, искусства, спорта и прочих мирских удовольствий в жизни человека.

Выскажите Ваше отношение к указанной проблеме. Прав ли, на Ваш взгляд, испанский философ?

9. Вписывается ли социалистическая идея в контекст развития мировой цивилизации, или социализм означает тупиковую ветвь человечества?

Обоснуйте свой ответ.

10. Франсуа Миттеран в одном из своих выступлений сказал, что французская социалистическая партия не является марксистской, но она вдохновляется марксизмом.

Как Вы понимаете смысл данного высказывания? Оцените его с учетом отношения к марксизму общественного мнения в наши дни.

11. В. Брант отмечал, что социализм не есть состояние общества, которое можно достигнуть. Это - перманентная задача.

Согласны ли Вы с такой позицией?

12. Известный лидер анархизма М. Бакунин рассматривал свободу одновременно и как цель, и как средство прогресса. Он считал, что нельзя достичь свободы в будущем, ущемляя ее в настоящем. Поэтому государство (аппарат насилия) и тем более диктатура пролетариата, означающая, что одна часть общества подавляет другую, не может быть средством достижения свободы.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают соб­ственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub - частица, указыва­ющая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоит ее фундаментальным ценностям (контр­культура). Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сооб­ществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько харак­тер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.


В то же время молодежную культуру можно рассматри­вать как некое целое, которому присущи определенные чер­ты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредо­точенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровес­никами возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, преж­де всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Склады­ваются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, что­бы подчеркнуть принципиальное различие с официально за­регистрированными общественными молодежными органи­зациями).

Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмо­циональную поддержку, которой лишен в обществе взрос­лых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжало­стном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречи­вое сочетание единообразия и непохожести, особости. Еди­нообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) вы­делиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пре­делах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общест­венных устоев, морали, образа жизни большинства особен­но ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и мо­лодых рабочих проходили даже под политическими лозун­гами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражать­ся не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человечес­кого общежития (колонии хиппи).

В нашей стране временем появления неформальных мо­лодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятель­ным направлением стало рок-движение, объединенное, по­мимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, паци­физмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-


Стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.

Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спор­тивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например эколо­гическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стре­мятся усилить политические партии. Свои молодежные под­разделения имеют партии разной направленности.

Есть молодежные группы, бросающие вызов обществен­ному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, со­вершаются и прямые антиобщественные действия (хулиган­ство, драки), например группами футбольных или хоккей­ных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из ради­кальных группировок, выражающая антиобщественные на­ционалистические, порой профашистские взгляды, - это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак - бритая голова. Особенность поведения - откры­тая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) неред­ко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).

Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося по­ведения - преступность, к сожалению, встречается в моло­дежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы зна­ете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.

Большую роль в возникновении и распространении моло­дежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Про­иллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом про­носились рядом с ним. В течение двух недель после демон­страции фильма двое молодых парней в разных штатах по­пытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению


Сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: мо­лодые люди в различных регионах страны стали объеди­няться в свои «бригады», имеющие явно криминальную на­правленность.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.

ИИ Основные понятия: молодежь как социальная группа.

ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.

1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социаль­ной группы стали рассматривать лишь с переходом к инду­стриальному обществу? 2) Каковы основные психологичес­кие особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, до­стигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые го­ды социальные роли и статус человека? 5) Приведите при­меры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что сви­детельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономи­ческой ситуации в нашей стране способствуют, а какие пре­пятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединени­ям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной мо­лодежной субкультуры.

I юдумаите, оосудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения счита­
ют, что значительная часть современной молодежи не жи­
вет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудит­
ся, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома.
Главная причина - неприятие образа жизни родителей, ко­
торые, по ее словам, «только работают, а в свободное время
«зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуа­
цию.

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах
ниже общероссийского показателя. В то же время в отдель­
ных регионах молодые безработные составляют половину
всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?


4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий про­
фессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком
смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим
выводом? Почему?

5. Сравните два определения понятия «молодежь», при­
веденные в современных научных изданиях:

«Молодежь - поколение людей, проходящих стадию со­циализации, усваивающих образовательные, профессиональ­ные, культурные и другие социальные функции».

«Молодежь - социально-демографическая группа, выде­ляемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или допол­няют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний воз­
раст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20
лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места
своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних
оказывались в живых и работали не только оба родителя,
но и нередко оба деда. При этом научно-технический про­
гресс вел к сокращению числа рабочих мест.

Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурент­ные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Ман-хейма (1893-1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.

вуза? Молодежная культура: быть похожим или отличаться?
Этот параграф написан не только для вас, но и о вас. Именно вы,
16--17-летние, еще сидящие за школьной партой, но уже устремленные в иную,
большую жизнь, находитесь в той замечательной и очень ответственной поре
жизни, которую и назы-

    209

вают молодостью или юностью. Это взгляд на вас и ваши проблемы с
позиций людей старших поколений. Возможно, он не полностью совпадает с вашим
собственным представлением "о времени и о себе". Однако задумайтесь над
приведенными здесь фактами и суждениями: это раздвинет границы личного
опыта, а возможно, внесет и определенные изменения в ваши взгляды и оценки.
ОТ ДЕТСТВА -- К ВЗРОСЛОСТИ
Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и
юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В
современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается
возраст 11 --15 лет, а ранним юношеским -- 16--18 лет, однако в ряде случаев
верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам
пришел термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в
возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на "teen" (thirteen
-- nineteen).
Молодежь как социальную группу выделяют чаще всего социологи и относят
к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в
нее людей до 30 лет).
Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические
черты молодежного сознания и поведения.
Ж.--Ж. Руссо называл юность вторым рождением человека, подчеркивая тем
самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен; в
юности завершается физическое созревание человека, развиваются его интеллект
и воля.
Одно из главных, по мнению психологов, обретений этого периода --
открытие собственного "Я". Если для подростка важны в первую очередь внешние
события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость
для человека приобретает его внутренний мир. Собственные мысли и чувства
становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность.
Человек все отчетливее и глубже осознает свою индивидуальность,
неповторимость. И если в отрочестве у многих преобладало стремление быть
такими, как другие, то в юности собственная уникальность осознается как
ценность; ее развивают, ее демонстрируют.

    210

    ГРАЖДАНСКОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государства гражданин
России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и
обязанности. Сегодня наш основной закон гарантирует каждому, как вы уже
знаете, широкий спектр прав и свобод: гражданские и социально-экономические
права (право на собственность, свободный труд, образование, охрану здоровья
и др.), политические права (право на объединение, участие в управлении
государством, право избирать и быть избранным), личные права (право на
жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения и
др.), а также свободу совести, мысли и слова, средств массовой информации.
Достигнув 18-летнего возраста, гражданин может вступить в законный
брак. Вместе с тем при наличии уважительных причин (беременность, рождение
ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон) местные органы
власти вправе снизить брачный возраст.
Полная правоспособность предполагает не только возможность использовать
права, но и необходимость выполнять определенный круг гражданских
обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение
Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если
они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях,
своевременная уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников
истории и культуры. Обязательным является получение основного общего
образования. Долгом граждан России является защита Отечества. Законом
предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат мужчины -- граждане
Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на
освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет положение молодого
человека и существенно расширяет его возможности. Роли ребенка и подростка в
основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик),
различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции). В
дальнейшем при сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и
др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член
политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и
многие другие.
Однако в юности, как отмечают психологи, многие из новых ролей не
усваиваются всерьез и окончательно, а как бы

    211

примериваются, испытываются. Молодости свойственно искать, выбирать,
пробовать. И старшие поколения как бы резервируют за молодыми "право на
ошибку", на некий необдуманный поступок или рискованное предприятие:
"Молодому ошибка -- улыбка, старому -- горькая слеза", "Молодо-зелено --
погулять велено", "Молод бывал -- и со грехом живал". Но такая широта выбора
социальных ролей и высокая степень свободы молодых утвердились в обществе
сравнительно недавно.
В прошлом переходный период от детства к взрослости был существенно
короче.
На протяжении многих веков опыт, накопленный старшими поколениями,
передавался молодежи путем включения ее непосредственно в трудовую
деятельность, которая начиналась очень рано.
В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась
посильная работа. Младшие в семье учились не столько "говоря и слушая",
сколько участвуя. Многие стороны жизни были жестко регламентированы, и даже
в молодые годы оставалось мало простора для независимых и самостоятельных
действий.
Так, еще в XIX в. выбор супруга не был личным делом, касавшимся только
молодых людей, собравшихся вступить в брак. Подготовка к супружеству
регулировалась родственниками. Нередко браки заключались через посредников
-- свах: зная "подходящих" (по материальному положению, происхождению)
кандидатов, они за соответствующее вознаграждение устраивали нужный брак.
В нынешних условиях самостоятельная взрослая жизнь для многих
начинается довольно поздно: удлинился период учебы, профессиональной
подготовки молодежи, немало и тех, кто откладывает на будущее и создание
собственной семьи.
Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. infantilis --
младенческий, детский), т. е. в стремлении к иждивенчеству, требованиях
постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе.
Очевидно, что такие проявления не редкость в молодежной среде. Вместе с
тем сам факт обретения молодым человеком всей полноты гражданских прав и
обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признает за ним высокую
степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность
принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и
гражданскими чувствами.

    212

    ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Значительная часть молодежи -- это учащиеся и студенты. Ежедневно в
нашей стране открывают двери, помимо десятков тысяч школ, почти 4000
профтехучилищ, более 2600 средних профессиональных учебных заведений, около
600 вузов. В учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку
молодежи, обучается около 5,5 млн человек -- почти треть молодых людей в
возрасте от 16 до 24 лет.
Значение образования в современных условиях понимают многие. Оно и
сегодня рассматривается как важнейший показатель социального статуса
человека. Если раньше родители связывали достойное будущее своих детей с
удачной женитьбой, то теперь все чаще -- с престижным университетом. По
прогнозам в текущем столетии, которое уже назвали веком знаний и информации,
образование приобретет еще большую ценность.
На каких принципах строится образование в нашем обществе? В Законе РФ
"Об образовании" говорится, что государство гарантирует гражданам
общедоступность и бесплатность общего среднего и начального
профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность
среднего профессионального и высшего образования в государственных учебных
заведениях.
Наряду с государственной системой образования возникли и набирают силу
частные гимназии и лицеи, колледжи и вузы (последних уже более 300).
Большинство негосударственных учебных заведений действуют на платной,
коммерческой основе.
Отношение к платному образованию в нашем обществе двойственно: есть те,
кто его поддерживает, однако высказываются и критические оценки. Рассмотрим
аргументы каждой из групп.
Сторонники платного образования указывают прежде всего на недостатки
государственных образовательных учреждений: низкие зарплаты преподавателей,
переполненность школьных классов и студенческих аудиторий, не позволяющая
учитывать индивидуальные особенности учащихся, недостаток технических
средств, устаревшее лабораторное оборудование. Такое положение вызвано тем,
что от оскудевшего государственного "пирога" образованию достаются просто
"крохи". Но не только этим. Как показывает опыт развитых стран, частные
школы и вузы и в богатом государстве привлекательнее и престижнее
государственных. К минусам государственных вузов и техникумов относят также
и то, что они слабо ориентированы на новые специальности, востребованные
рынком. Следствием этого является

    213

высокий уровень безработицы среди выпускников профессиональных учебных
заведений: в середине 90-х годов около 40% молодых безработных имели высшее
и среднее специальное образование.
Среди аргументов, выдвигаемых противниками расширения платных
образовательных услуг, выделим следующие. Коммерциализация образования
нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и
демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям
и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе.
Частные учебные заведения в нынешнем виде -- это школы для богатых, а
богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что возрождается
сословный характер школы. Кроме того, превращение образования в товар
затрудняет доступ к нему, оставляя способных и перспективных за бортом. В
таких условиях мы вряд ли получим новых Ломоносовых.
А какова ваша позиция в этом вопросе? Обсудите его в классе.
Многие из тех, кому довелось в свое время учиться в институте,
вспоминают студенчество как лучшую пору своей жизни. Творческая активность,
открытость в общении, большие жизненные планы и вера в собственные силы и
возможности окрашивают жизнь в оптимистические тона. В то же время не всем,
особенно на первых курсах, удается правильно распорядиться возросшей
степенью свободы, в том числе и в учебной деятельности. Неспособность к
систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причиной
неуспеха и разочарования в учебе.

    НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В пору юности, как мы уже отмечали, для многих молодых людей ведущей
деятельностью остается учеба. При этом проблемы выбора будущей профессии или
непосредственного трудоустройства уже выходят на первый план. Сама учеба
(даже в старших классах школы, не говоря о высшем учебном заведении)
воспринимается не как самоценность, а как ступень к овладению профессией.
Начало трудовой деятельности после окончания школы, училища, института
всегда было серьезным испытанием для молодого человека. Не легче обстоит
дело и сегодня.
Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения возможностей
трудоустройства молодежи весьма противоречива.

    214

Во-первых, последнее десятилетие было периодом спада отечественного
производства, снижения уровня оплаты труда на многих государственных
предприятиях. Это неизбежно вело к сокращению рабочих мест.. Имеющиеся же
вакансии далеко не всегда привлекают молоделсь по причине недостаточной
оплаты труда. Наибольшее количество отказов приходится на молодых людей в
возрасте до 18 лет, не имеющих ни профессии, ни опыта работы. Иначе говоря,
ориентация на высокий заработок далеко не всегда подкрепляется собственными
возможностями.
Во-вторых, государство перестало быть единственным монопольным
работодателем. Появились частно-индивидуальные, акционерные, кооперативные
предприятия, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в
государственном секторе. Эти предприятия охотно принимают на работу
молодежь, хотя в последние годы требования к профессиональной подготовке
работника и наличию трудового стажа ужесточились.
В-третьих, осуществляемые в стране реформы привели к изменению
характера трудовых отношений. Закон о занятости населения, принятый в 1991
г., закрепил право собственности граждан России на свою рабочую силу. Это
означало отказ от ранее действовавшего и законодательно закрепленного
принципа всеобщей занятости. Было отменено централизованное распределение
выпускников учебных заведений. Последствия такого шага оказались
противоречивыми. С одной стороны, появилась возможность свободно выбирать
подходящую работу и вид деятельности тем, кто впервые выходит на рынок
труда. С другой стороны, в сложившихся условиях это неизбежно вело к росту
безработицы среди молодежи. Во второй половине 90-х годов молодежь в
возрасте от 15 до 24 лет составляла примерно пятую часть трудоспособного
населения. Среди безработных на долю молодых приходилось более 30%.
Российское законодательство предусматривает возможность устройства на
работу с 15-летнего возраста. При этом для работников, не достигших 18 лет,
вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд
на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, а также в тех видах
деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном
бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке, продаже спиртных
напитков). Закон предусматривает также ежегодные медицинские осмотры
несовершеннолетних, занятых в производстве, запрещает привлекать их к ночным
и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск
протяженностью не менее 31 дня. Все эти меры с точки зрения охраны здоровья
молодежи абсолютно правомерны. В то

    215

же время в условиях сокращения занятости они препятствуют найму
несовершеннолетних работников: руководители предприятий не хотят нести
экономические убытки из-за предоставляемых льгот. Учитывая это, государство
закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу
выпускников школ и профучилищ, а также некоторые категории лиц моложе 18
лет, в счет квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.

    МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания,
поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу --
субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению
к господствующей культуре (от лат. sub -- частица, указывающая на нахождение
под чем-либо, около чего-либо) либо противостоять ее фундаментальным
ценностям -- контркультура.
Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после
Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней
проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для
сообществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на
собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной
деятельности, сколько характер складывающихся межличностных отношений. Они
более избирательны в общении.
В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некое целое,
которому присущи определенные характерные черты. Прежде всего это особый
характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и приятельстве в
группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровесниками
возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как
стремление к обособлению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так
и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так
называемые неформальные молодежные группы (слово "неформальные" в данном
случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально
зарегистрированными и руководимыми взрослыми общественными молодежными
организациями).
Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы,
побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному
направлению. Кто-то наде-

    216

ется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в
обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает
его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и
соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.
Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание
единообразия и непохожести, особости. Единообразие (в стиле поведения,
музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы.
Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в
общем потоке молодежных движений.
Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя
от общества, но и в известных пределах противостоят ему, отвергая
сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной
контркультуре). Такое демонстративное неприятие общественных устоев, морали,
образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в
западных странах в 60-е годы. Некоторые выступления студентов и молодых
рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В
дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии
обществу, сколько в попытках "уйти" от него, создав новые формы
человеческого общежития (колонии хиппи).
В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений
стали 80-е годы. Наиболее влиятельным направлением стало рок-движение,
объединенное, помимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими
идейными установками: антибюрократизмом, пацифизмом, антитоталитаризмом. В
1987 г. прошли первые фестивали популярных рок-групп на больших концертных
площадках.
Сегодня существует множество групп и направлений в молодежной культуре.
Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка,
спортивно-технические увлечения и т. п.). Вызов общественному мнению чаще
всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда,
однако, совершаются и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки),
например, группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае общество
сталкивается с отклоняющимся поведением.
Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося поведения --
преступность -- тоже, к сожалению, встречается в молодежной среде.
(Вспомните, что вы знаете об отклоняющемся поведении. Каковы причины
преступности? В чем состоят

    217

главные направления борьбы с ней?) Молодежные криминальные группировки
отличает жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций,
круговая порука. Они замкнуты и закрыты.
Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры
играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного
по телевидению и в кино испытывают не только подростки, но и молодежь.
Проиллюстрируем это таким примером. В 1993 г. в США был показан кинофильм
"Программа". В одном из его эпизодов студент университета с целью
демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе
оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились
рядом с ним. В течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых
парней в разных штатах попытались проделать тот же трюк. Последствия
оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их
водителями.
Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры:
-- вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;
-- включение в различные группы сверстников;
-- своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;
-- это скорее культура досуга, чем работы.
Основные понятия
Молодежь как социальная группа.
Термины
Тинейджеры. Инфантилизм. Субкультура. Контркультура.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?
Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства,
достигнув совершеннолетия?

    3

Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?
4 Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора
молодого человека в различных сферах жизни.
rj; Что свидетельствует о сохранении престижа образова-%J ния в нашем
обществе?
В чем преимущества и недостатки государственной системы образования?
Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране
способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?
Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
Охарактеризуйте основные черты современной молодежной культуры.

    О

Что свойственно неформальным молодежным объединениям?

    ЗАДАНИЯ

1 Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная
часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а
подрабатывает, не делает, а делает вид.
Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.
2 Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома. Главная причина --
неприятие образа жизни родителей, которые, по ее словам, "только работают, а
в свободное время "зависают" у телевизора". Прокомментируйте эту ситуацию.
ЗДоля молодежи среди безработных в крупных городах ниже общероссийского
показателя. В то же время в отдельных регионах, например в некоторых
северокавказских республиках, молодые безработные составляют половину всех
потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?

    218

    219

4С какими из приведенных ниже характеристик молодежной культуры вы
согласны? Почему? Молодежная культура -- это:
-- поиск возбуждения, автономии и индивидуальности;
-- стремление создавать новое, а не просто принимать имеющееся;
-- особые одежда, музыка, досуг, которые поощряются коммерчески.
5 Один исследователь так писал о подростковых неформальных группах:
"Собираясь в кучу, чувствуя в ней безнаказанность... умственно незрелые в
силу возраста подростки повторяют историю варваров, рушивших все, что
превышало их понимание и эстетический уровень. В них бушует агрессивный
инстинкт".
Согласны ли вы с такими оценками? Свойственна ли какая-либо из
указанных черт молодежным неформальным группам?

    О МОЛОДОСТИ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

"Молодость счастлива тем, что у нее есть
будущее". Н. В. ГОГОЛЬ (1809--1852), русский писатель.
"Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени!"
КОЗЬМА ПРУТКОВ, коллективный псевдоним, под
которым выступали в середине XIX в. поэты
А. К. Толстой и братья Жемчужниковы.
їі1Q Нации и межнациональные отношения
Чем обусловлено существование нации? Какую роль в становлении личности
и нации играет национальное самосознание? Что характерно для межнациональных
отношений в современном мире? В чем причины межнациональных конфлик-

    220

тов и каковы пути их цивилизованного преодоления? Какой должна быть
национальная политика?
Помимо классов и других социальных групп, социальную структуру общества
составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности,
нации. Современное человечество представлено примерно тремя тысячами
различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых
государств в мире насчитывается около 200. Следовательно, большинство
народов проживает в многонациональных государствах.
Как бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных
корнях, важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с
людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной
деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей.
Следует помнить, что у разных народов больше общих черт, чем различий,
и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются взаимозависимость,
взаимосвязанность и целостность мира.
Но, позволяя человечеству сохраняться во всей присущей ему многоликости
и своеобразности, сближение народов не означает отрицания их национальных
особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым

Значительная часть молодежи - это учащиеся и студен­ты. Ежедневно в нашей стране открывают двери, помимо де­сятков тысяч школ, тысячи профтехучилищ, средних спе­циальных учебных заведений, вузов. В учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи, обучается более 5 млн человек - почти треть молодых лю­дей в возрасте от 16 до 24 лет.

Значение образования в современных условиях понима­ют многие. Оно и сегодня рассматривается как важнейший показатель социального статуса человека. Если раньше ро­дители связывали достойное будущее своих детей с удачной женитьбой, то теперь все чаще - с престижным университе­том. По прогнозам, в текущем столетии, которое уже назва­ли веком знаний и информации, образование приобретет еще большую ценность.

На каких принципах строится образование в нашем обществе? В Законе РФ «Об образовании» говорится, что го­сударство гарантирует гражданам общедоступность и бес­платность общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и высшего образования в госу­дарственных учебных заведениях.

Наряду с государственной системой образования возник­ли и набирают силу частные гимназии и лицеи, колледжи и вузы. Большинство негосударственных, а также частично


Государственных учебных заведений действуют на платной, коммерческой основе.

Отношение к платному образованию в нашем обществе двойственно: есть те, кто его поддерживает, однако выска­зываются и критические оценки. Рассмотрим аргументы каждой из групп. Сторонники платного образования указы­вают прежде всего на недостатки государственных образова­тельных учреждений: низкие зарплаты преподавателей, пе­реполненность школьных классов и студенческих ауди­торий, не позволяющая учитывать индивидуальные особен­ности учащихся, недостаток технических средств, устарев­шее лабораторное оборудование. Такое положение вызвано тем, что от оскудевшего государственного пирога образова­нию достаются просто крохи. Но не только этим. Как пока­зывает опыт развитых стран, частные школы и вузы и в богатом государстве привлекательнее и престижнее государ­ственных. К минусам государственных вузов и техникумов относят также и то, что они слабо ориентированы на новые специальности, востребованные рынком. Следствием этого является высокий уровень безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений: в середине 90-х гг. около 40% молодых безработных имели высшее и среднее специальное образование.

Среди аргументов, выдвигаемых противниками расшире­ния платных образовательных услуг, выделим следующие. Коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и демократиза­ции, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и социаль­ное неравенство в обществе. Частные учебные заведения в нынешнем виде - это школы для богатых, а богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что возрождается со­словный характер школы. Кроме того, превращение образо­вания в товар затрудняет доступ к нему, нередко оставляя способных и перспективных за бортом. В таких условиях мы вряд ли получим новых Ломоносовых.

А какова ваша позиция в этом вопросе? Обсудите его в классе.

Многие из тех, кому довелось в свое время учиться в ин­ституте, вспоминают студенчество как лучшую пору своей жизни. Творческая активность, открытость в общении, боль­шие жизненные планы и вера в собственные силы и возмож­ности окрашивают жизнь в оптимистические тона. В то же время не всем, особенно на первых курсах, удается правиль­но распорядиться возросшей степенью свободы, в том числе и в учебной деятельности. Неспособность к систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причи­ной неуспеха и разочарования в учебе.


НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В пору юности, как мы уже отмечали, для многих моло­дых людей ведущей деятельностью остается учеба. При этом проблемы выбора будущей профессии или непосредственно­го трудоустройства уже выходят на первый план. Сама уче­ба (даже в старших классах школы, не говоря о высшем учебном заведении) воспринимается не как самоценность, а как ступень к овладению профессией.

Начало трудовой деятельности после окончания школы, училища, института всегда было серьезным испытанием для молодого человека. Так же обстоит дело и сегодня.

Нынешняя ситуация с точки зрения возможностей тру­доустройства молодежи весьма противоречива.

Во-первых, 90-е годы минувшего века были периодом спада отечественного производства, снижения уровня опла­ты труда на многих государственных предприятиях. Это не­избежно вело к сокращению рабочих мест. Имеющиеся ва­кансии далеко не всегда привлекают молодежь по причине недостаточной оплаты труда. Наибольшее количество отка­зов приходится на молодых людей в возрасте до 18 лет, не имеющих ни профессии, ни опыта работы. Иначе говоря, ориентация на высокий заработок далеко не всегда подкреп­ляется собственными возможностями.

Во-вторых, государство перестало быть единственным мо­нопольным работодателем. Появились частно-индивидуаль­ные, акционерные, кооперативные предприятия, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в госу­дарственном секторе. Эти предприятия охотно принимают на работу молодежь, хотя в последние годы требования к профессиональной подготовке работника и наличию трудо­вого стажа ужесточились.

В-третьих, осуществляемые в стране реформы привели к изменению характера трудовых отношений. Конституцион­но была закреплена свобода труда, гарантировано право распоряжаться своими способностями к труду. Это означало отказ от ранее действовавшего и законодательно закреплен­ного принципа всеобщей занятости. Было отменено центра­лизованное распределение выпускников учебных заведений. Последствия такого шага оказались противоречивыми. С од­ной стороны, появилась возможность свободно выбирать подходящую работу и вид деятельности тем, кто впервые выходит на рынок труда. С другой стороны, в сложивших­ся условиях это неизбежно вело к росту безработицы среди молодежи. В конце 90-х гг. молодежь в возрасте от 15 до 24 лет составляла примерно пятую часть трудоспособного населения. Среди безработных на долю молодых приходи­лось более 30%.

5-Л. Н. Боголюбов, 11 кл


Происходящая в последние годы стабилизация экономи­ки улучшила положение молодых на рынке труда. Сегодня немало тех, кто сразу после окончания учебного заведения получает высокооплачиваемую и престижную работу.

По закону заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 16 лет. Российское законодательство предусма­тривает возможность устройства на работу и с 15-летнего возраста. В отдельных случаях с согласия родителей дого­вор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легко­го труда. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке, продаже спиртных напитков). Закон предусматривает также ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних, за­нятых на производстве, запрещает привлекать их к ночным и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачи­ваемый отпуск протяженностью 31 день. Расторжение тру­дового договора с работником в возрасте до 18 лет допуска­ется только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершенно летних. Все эти меры с точки зрения охраны здоровья молодежи абсолютно право­мерны. В то же время в условиях сокращения занятости они препятствуют найму несовершеннолетних работников: руко­водители предприятий не хотят нести экономические убыт­ки из-за предоставляемых льгот.

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают соб­ственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub - частица, указыва­ющая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоит ее фундаментальным ценностям (контр­культура). Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сооб­ществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько харак­тер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.


В то же время молодежную культуру можно рассматри­вать как некое целое, которому присущи определенные чер­ты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредо­точенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровес­никами возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, преж­де всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Склады­ваются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, что­бы подчеркнуть принципиальное различие с официально за­регистрированными общественными молодежными органи­зациями).

Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмо­циональную поддержку, которой лишен в обществе взрос­лых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжало­стном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречи­вое сочетание единообразия и непохожести, особости. Еди­нообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) вы­делиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пре­делах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общест­венных устоев, морали, образа жизни большинства особен­но ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и мо­лодых рабочих проходили даже под политическими лозун­гами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражать­ся не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человечес­кого общежития (колонии хиппи).

В нашей стране временем появления неформальных мо­лодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятель­ным направлением стало рок-движение, объединенное, по­мимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, паци­физмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-


Стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.

Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спор­тивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например эколо­гическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стре­мятся усилить политические партии. Свои молодежные под­разделения имеют партии разной направленности.

Есть молодежные группы, бросающие вызов обществен­ному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, со­вершаются и прямые антиобщественные действия (хулиган­ство, драки), например группами футбольных или хоккей­ных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из ради­кальных группировок, выражающая антиобщественные на­ционалистические, порой профашистские взгляды, - это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак - бритая голова. Особенность поведения - откры­тая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) неред­ко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).

Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося по­ведения - преступность, к сожалению, встречается в моло­дежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы зна­ете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.

Большую роль в возникновении и распространении моло­дежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Про­иллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом про­носились рядом с ним. В течение двух недель после демон­страции фильма двое молодых парней в разных штатах по­пытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению


Сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: мо­лодые люди в различных регионах страны стали объеди­няться в свои «бригады», имеющие явно криминальную на­правленность.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.

ИИ Основные понятия: молодежь как социальная группа.

ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.

1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социаль­ной группы стали рассматривать лишь с переходом к инду­стриальному обществу? 2) Каковы основные психологичес­кие особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, до­стигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые го­ды социальные роли и статус человека? 5) Приведите при­меры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что сви­детельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономи­ческой ситуации в нашей стране способствуют, а какие пре­пятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединени­ям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной мо­лодежной субкультуры.

I юдумаите, оосудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения счита­
ют, что значительная часть современной молодежи не жи­
вет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудит­
ся, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома.
Главная причина - неприятие образа жизни родителей, ко­
торые, по ее словам, «только работают, а в свободное время
«зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуа­
цию.

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах
ниже общероссийского показателя. В то же время в отдель­
ных регионах молодые безработные составляют половину
всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?


4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий про­
фессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком
смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим
выводом? Почему?

5. Сравните два определения понятия «молодежь», при­
веденные в современных научных изданиях:

«Молодежь - поколение людей, проходящих стадию со­циализации, усваивающих образовательные, профессиональ­ные, культурные и другие социальные функции».

«Молодежь - социально-демографическая группа, выде­ляемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или допол­няют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний воз­
раст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20
лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места
своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних
оказывались в живых и работали не только оба родителя,
но и нередко оба деда. При этом научно-технический про­
гресс вел к сокращению числа рабочих мест.

Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурент­ные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Ман-хейма (1893-1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.

Молодежь - один из скрытых ресурсов общества

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключа­ется в следующем: стабильно ли значение молодежи в обще­стве? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слиш­ком старым для работы, и требуется только молодежь. Об­щества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в груп­пы и движения, которые влияют на ход событий... Пробле­ма состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их ис­пользования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скры­тых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мо­билизации которых зависит его жизнеспособность...


Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы моло­дежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые раз­виваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей мо­лодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспро­изведение и повторение. Такое общество сознательно прене­брегает жизненными духовными резервами молодежи, по­скольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность таким статичным, медленно меня­ющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господству­ющей в них социальной или политической философии, опи­раются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обще­ствами, добивающимися изменений с помощью реформ и ре­волюций. И в том и в другом случае это должна быть мо­лодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которое старшее поколение признает лишь теоретически.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 454-455.

Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мнению автора, раз­личаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи? 2) Приведите примеры существовавших в разных странах молодеж­ных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством. 3) Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и ре­форм выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привле­кая известные вам факты прошлого и современности.

  1. Почему молодежь стали рассматривать в качестве самостоятельной социальной группы лишь с переходом к индустриальному обществу?
  2. Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?
  3. Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия?
  4. Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?
  5. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.
  1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
  2. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие - препятствуют трудоустройству молодежи?
  3. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
  4. Что свойственно неформальным молодежным объединениям?
  5. Охарактеризуйте основные черты современной молодежной субкультуры.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид, что работает.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома. Главная причина - неприятие образа жизни родителей, которые, по ее словам, «только работают, а в свободное время «зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуацию.

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах ниже общероссийского показателя. В то же время в отдельных регионах молодые безработные составляют половину всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?

4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий профессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим выводом? Почему?

5. Сравните два определения понятия «молодежь», приведенные в современных научных изданиях: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции»; «Молодежь - социально -демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или дополняют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний возраст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20 лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места своих отцов. В конце ХХ - начале XXI в. у двадцатилетних оказывались в живых и работали не только оба родителя, но часто и бабушки, и дедушки. При этом научно-технический прогресс вел к сокращению числа рабочих мест. Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы конкурентные преимущества и недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Манхейма (1893-1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.

Молодежь - один из скрытых ресурсов общества Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в следующем: стабильно ли значение молодежи в обществе? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слишком старым для работы и требуется только молодежь. Общества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в группы и движения, которые влияют на ход событий...

Проблема состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность...

Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы молодежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые развиваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений.

Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность таким статичным, медленно меняющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обществами, добивающимися изменений с помощью реформ и революций. И в том и в другом случае это должна быть молодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которые старшее поколение признает лишь теоретически.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - с. 454-455.

Вопросы и задания к источнику

  1. Как, по мнению автора, различаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи?
  2. Приведите примеры существовавших в разных странах молодежных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством.
  3. Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и реформ выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привлекая известные вам факты прошлого и современности.